kancboom.ru

Информационные технологии в управлении школой. Войти забыли пароль? С:ХроноГраф Контингент для Управлений Образования

  • общий контроль ведения базы данных образовательного учреждения;
  • обмен данными с другими информационными системами в целях формирования единого информационного пространства образовательного учреждения.

Для завуча:

  • формирование базовых данных образовательного учреждения;
  • планирование и организация учебного процесса;
  • анализ качества знаний по: ученикам, классам, предметам, преподавателям.

Для методиста:

  • формирование типового тематического и поурочного планирования;
  • организация работы с цифровыми объектами и образовательными ресурсами.

Для секретаря-делопроизводителя:

  • ведение книги приказов и алфавитной книги;
  • формирование личных дел сотрудников и учащихся.

Для классного руководителя:

  • формирование списочного состава классов и ведение личных дел учащихся;
  • формирование срезов успеваемости и посещаемости учащихся;
  • рассылка сведений об успеваемости родителям;
  • контроль ведения классного журнала.

Для преподавателя-предметника:

  • разработка типового тематического и поурочного планирования;
  • ведение ежедневной обработки данных в классном журнале;
  • работа с цифровыми образовательными ресурсами.

Для финансового администратора (бухгалтера):

  • формирование штатного расписания образовательного учреждения;
  • расчет окладов сотрудников с возможностью выгрузки данных в пакет «1С:Зарплата и Кадры»;
  • ведение и учет материально-технической базы образовательного учреждения с возможностью выгрузки данных в пакет «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений».

1С:ХроноГраф Школа ПРОФ» - это многофункциональная система, которая является основой для формирования единого информационного пространства учреждения образования, предоставляя возможности для:

- создания базы данных образовательного учреждения;

- автоматизации кадровой работы;

- систематизации данных об учащихся;

- администрирования учебно-воспитательного процесса;

- поддержки содержания образования;

- автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

В программе реализованы возможности формирования итоговой и статистической отчетной документации как установленного государством образца (формы ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, материалы для РИК-76 и РИК-83, формы кадрового учета Т-2, Т-3 и другие), так и произвольной. Также в программе предусмотрены возможности формирования разнообразных печатных (выводных) форм, в том числе в формате Microsoft Excel и HTML.

1. Программа «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ. Сетевая версия», включает в себя типовую конфигурацию и платформу «1С:Предприятие 7.7. Сетевая версия на неограниченное количество пользователей (компонента «Бухгалтерский учет»), которая позволяет организовать работу нескольких пользователей с общими данными в локальной сети учреждения. ()

2. «1С:ХроноГраф Школа ПРОФ» (ред. 2.5) - это отдельная конфигурация, для работы которой необходима одна из компонент системы программ «1С:Предприятие 7.7» («Бухгалтерский учет», «Оперативный учет», «Расчет») профессиональной версии и старше. ()

1C:Предприятие 7.7. Набор для бухгалтерии образовательного учреждения

Продукт «1С:Предприятие 7.7. Набор для бухгалтерии образовательного учреждения» предназначен для решения задач бухгалтерии дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования, может использоваться в высших учебных заведениях в рамках отдельных факультетов.

В состав программного продукта входят следующие пакеты:

- 1С:Бухгалтерия 7.7 ПРОФ для бюджетных учреждений;

- 1С:Зарплата и Кадры 7.7 ПРОФ;

- 1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ. Конфигурация для любой компоненты «1С:Предприятия 7.7».

Конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» (информационный выпуск №3694 от 31.01.05 ), входящая в состав набора, позволяет вести бухгалтерский учет бюджетных учреждений по Инструкции №70н от 26.08.2004г., содержит бюджетные классификаторы согласно Приказу Минфина России от 10.12.2004 № 114н об утверждении Указаний по применению с 1.01.2005 г. бюджетной классификации РФ. Конфигурация включает новый план счетов, необходимые первичные документы, регистры учета, типовые корреспонденции счетов, а также набор электронных документов, автоматизирующих основные участки бухгалтерского учета.

Конфигурация «1С:Зарплата и Кадры» предназначена для расчета заработной платы и кадрового учета. Она позволяет не только автоматизировать расчет заработной платы, но и организовать учет сотрудников, регистрировать служебные перемещения, получать статистические справки по кадровому составу. Универсальность системы позволяет реализовать любой подход к решению этих задач и получать любые отчетные документы.

Наличие в наборе конфигурации «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ» (информационный выпуск № 3845 от 18.11.2004 ) позволяет учесть специфику расчета заработной платы сотрудников образовательных учреждений, включающего в себя, как необходимую составляющую, сложный и трудоемкий процесс тарифицирования сотрудников.

Использование комплекса вышеперечисленных программных продуктов, входящих в состав «1С:Предприятие 7.7. Набор для бухгалтерии образовательного учреждения», позволит автоматизировать всю технологическую цепь работы бухгалтера бюджетного образовательного учреждения: тарифицирование (формирование окладов) и расчет заработной платы сотрудников, а также ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с текущим законодательством РФ. Программный продукт позволяет при необходимости организовать:

- рабочее место для ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- рабочее место для тарифицирования сотрудников, расчета заработной платы и ведения кадрового учета.

Покупка набора дает пользователю существенную экономию по сравнению с приобретением каждого из продуктов в отдельности.

1C:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера. Конфигурация для любой компоненты «1С:Предприятия 7.7»

Конфигурация «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера» - совместная разработка фирм «1С» и «Хронобус». Она может использоваться в учреждениях образования, находящихся на самостоятельном балансе (ведущих собственный бухгалтерский учет).

Программный продукт «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера» предназначен для комплексной автоматизации тарификационной документации в точном соответствии с особенностями формирования бюджета образовательного учреждения любого (федерального, регионального, местного) уровня и спецификой самого учебного заведения.

Формирование тарификационного списка в данной разработке реализовано таким образом, что пользователю (бухгалтеру учреждения образования) не требуется формировать учебный план, списки кабинетов и классов, а также осуществлять деление классов на группы и выполнять прочую, присущую исключительно завучу, работу.

1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ. Конфигурация для любой компоненты «1С:Предприятия 7.7»

Конфигурация «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ» предоставляет возможности для автоматизации деятельности централизованных бухгалтерий - систематизации и учета тарификационных данных сотрудников.

При помощи механизма выгрузки/загрузки данных поддерживается обмен данными с другими программами.

Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как для каждого отдельного учреждения, так и для выбранной группы учреждений, которые обслуживает централизованная бухгалтерия. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов, содержащих необходимые конкретному пользователю данные.

1С:Школьная Библиотека. Базовая версия

Система предусматривает обмен данными с внешними базами книжных изданий, в том числе учебных, в российском коммуникативном формате RUSMARC. Поддержка формата RUSMARC позволят экспортировать в программу данные о книгах из других библиотечных систем, поддерживающих данный формат, что обеспечивает возможность построения территориальных библиотечных систем. Учреждениям образования возможность экспорта данных в программу в формате RUSMARC позволит ежегодно обновлять базы книг согласно Федеральному перечню учебной литературы, который может быть импортирован в программу из общедоступных баз данных.

1С:Библиотека Колледжа. Конфигурация для любой компоненты «1С:Предприятия7.7»

Решение «1С:Школьная Библиотека» разработано специально для использования в общеобразовательных учреждениях и позволяет автоматизировать работу библиотекаря с книжным фондом, вести обслуживание преподавателей и учащихся.

Система предусматривает обмен данными с внешними базами книжных изданий, в том числе учебных, в российском коммуникативном формате RUSMARC.

Функции пользователей в системе

В пакете реализованы четыре группы пользователей:

- Библиотекарь

- Читатель

- Преподаватель

- Администратор

В зависимости от типа пользователя, работающего в системе, ему будут предоставлены те или иные функциональные возможности, соответствующие его реальным задачам. Библиотекарь отвечает за обработку изданий; обладает полным перечнем функций работы с читателями; располагает мощным инструментом для работы с книгообеспеченностью образовательного учреждения. Читатели обладают возможностью расширенного поиска книг, результаты которого используются для формирования электронной заявки на выдачу книг; могут просмотреть свой формуляр. Преподаватель имеет доступ к необходимым именно в его деятельности отчетам, таким как, например, список книг по предметам, по тематическим урокам, с возможностью настройки этих отчетов.

Работа с книжным фондом

Учет книг в программе может вестись как инвентарным, так и безинвентарным методом, благодаря чему достигается высокая степень автоматизации действий при обработке изданий, выдаче, возврате и списании книг.

Для удобства организации работы с литературой предусмотрен подбор учебников по предметам и книг по тематическим урокам.

Развитая система поиска позволяет быстро найти издание по наименованию, автору, ключевому слову, инвентарному номеру, году издания или рубрике, а также получить по нему исчерпывающие сведения, включая движение за всю историю его существования в фонде.

Работа с читателями

В программе предусмотрена дифференцированная работа с произвольными группами учащихся (группа в классе, класс, группа классов). При работе с читателем осуществляется автоматический контроль книг, находящихся на руках. Предусмотрен механизм замены при утере книги читателем.

Отчетные формы

Предусмотрено формирование и печать всех стандартных библиотечных форм: формуляров, каталожных карточек (алфавитной и систематической), инвентарной книги, КСУ основного фонда, ведомости проверки фонда, журнала учетных карточек, КСУ для школьных учебников, статистики по прочитанным книгам и т.д. Все отчетные формы могут быть сформированы за произвольно выбранный период. Значительное внимание уделено форме книгообеспеченности. Предусмотрена работа с динамической таблицей книгообеспеченности, позволяющей в процессе ее заполнения не только контролировать значение коэффициента книгообеспеченности, но и автоматически формировать заказ на недостающие учебники.

Особенности поставки и варианты использования

Программа «1С:Школьная Библиотека. Базовая версия» включает в себя типовую конфигурацию и платформу «1С:Предприятие 7.7» с ограниченными возможностями (не допускается вносить изменения в конфигурацию пользователем) и позволяет организовать работу пользователей только на локальном компьютере.

При необходимости организовать работу нескольких пользователей с общими данными в локальной сети рекомендуется приобрести сетевую версию платформы «1С:Предприятие 7.7».

Взаимосвязь с другими продуктами

Данные о читателях могут быть импортированы из программного продукта «1С:ХроноГрафШкола».

Предусмотрена возможность экспорта списков учебной литературы, которые могут использоваться в программе «1С:ХроноГраф Школа» для формирования домашних заданий в электронном варианте классного журнала.

Система предусматривает обмен данными с внешними базами книжных изданий, в том числе учебных, в российском коммуникативном формате RUSMARC. Возможна загрузка каталогов учебной литературы с ftp-сервера.

1С:Школьное Питание ПРОФ 7.7

Конфигурация «1С:Школьное Питание ПРОФ» - совместная разработка фирм «Агентство КАПИТАН», «Хронобус» и «1С». Она может использоваться:

- в школах, полностью самостоятельно организующих питание (планирование питания, закупка продуктов, составление меню, приготовление блюд, учет численности питающихся и стоимости питания);

- в детских дошкольных учреждениях, в столовых организаций, где необходимо обеспечить здоровое питание организованных коллективов с контролем рациона питания по стоимости и пищевой ценности;

- в пищеблоках школ, организующих питание не только в собственной столовой, но и в нескольких других столовых.

Программный продукт «1С:Школьное Питание ПРОФ» предназначен для организации автоматизированного учета питания и позволяет решать следующие задачи.

- Планирование питания:

- Персональный учет численности питающихся:

- Учет продуктов:

- Калькуляция:

- Учет стоимости питания:

- Мониторинг рациона питания

Программный продукт «1С:Школьное Питание ПРОФ» представляет собой конфигурацию, которая может использоваться совместно с компонентами «Бухгалтерский учет», «Расчет» и «Оперативный учет», т. е. при наличии в учреждении образования любого из следующих программных продуктов (версии старше базовой): «1С:Бухгалтерия 7.7», «1С:Зарплата и Кадры 7.7», «1С:Торговля и Склад 7.7».

Есть две конфигурации данного продукта:

1С:ХроноГраф Контингент для Управлений Образования

Конфигурация «1С:ХроноГраф Контингент для Управлений образования» предоставляет возможности для автоматизации одного из ключевых направлений деятельности Управления образования - учета движения контингента.

Программа обеспечивает автоматизированную консолидацию данных из подведомственных образовательных учреждений с широкими возможностями анализа информации для принятия управленческих решений. В программе также предусмотрено самостоятельное формирование, ведение и архивное хранение баз данных по конкретным учреждениям.

Конфигурация «1С:ХроноГраф Контингент для Управлений образования» обеспечивает выполнение следующих функций:

- Создание и хранение базовой информации обо всех подведомственных общеобразовательных учреждениях, включая наименования, нумерацию, тип, вид, организационно-правовые формы, ведомственную принадлежность, адресные и контактные данные, а также другие сведения как в редактируемой форме, так и в стандартах ЕГЭ.

- Формирование, ведение и архивное хранение личных дел учащихся общеобразовательных учреждений с возможностями импорта личных дел из программных систем, установленных в образовательных учреждениях.

- Хранение информации о движении учащихся (прибытии, выбытии и перемещении).

- Контроль за формированием и ведением Алфавитных книг конкретных образовательных учреждений.

- Сбор и хранение данных об учащихся старших классов конкретных учреждений, с указанием предметов, которые они планируют сдавать на едином государственном экзамене, в стандартной форме для передачи в центры проведения ЕГЭ.

Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как для каждого отдельного учреждения, так и для выбранной группы учреждений, входящих в состав Управления образования. Программа также предоставляет пользователю возможности для самостоятельного конструирования отчетов, содержащих необходимые ему данные .

1C:ХроноГраф Кадры для Управлений образования. Конфигурация для любой компоненты «1С:Предприятия 7.7»

Конфигурация «1С:ХроноГраф Кадры для Управлений образования» предоставляет возможности для автоматизации одного из ключевых направлений деятельности Управления образования - систематизации и учета данных о кадрах.

Программа обеспечивает автоматизированную консолидацию данных из подведомственных образовательных учреждений с широкими возможностями анализа информации для принятия управленческих решений. В программе предусмотрено самостоятельное формирование, ведение и архивное хранение баз данных по конкретным учреждениям.

Программа «1С:ХроноГраф Кадры для Управлений образования» обеспечивает выполнение следующих функций:

- Создание и хранение базовой информации обо всех подведомственных учреждениях, включая наименования, нумерацию, тип, вид, организационно-правовые формы, ведомственную принадлежность, адресные и контактные данные, а также другие сведения.

- Формирование, ведение и архивное хранение личных дел сотрудников общеобразовательных учреждений с возможностями импорта личных дел из программных систем, установленных в образовательных учреждениях.

Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как для каждого отдельного учреждения, так и для выбранной группы учреждений, входящих в состав Управления образования.

Якушина Екатерина Викторовна
к.п.н., c.н.с. лаборатории медиаобразования ИСМО РАО,
[email protected]

В данной статье мы бы хотели остановится на трех основных типах информационных систем, используемых образовательными учреждениями. Это

  1. ИКС - Информационно-контентные системы
  2. АСУ - Автоматизированные системы управления
  3. Системы тестирования

1. ИКС - информационно-контентные системы
Информационно-контентная система - этокомплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства.
Информационно-контентная система призвана решать следующие образовательные задачи:

  • наполнить качественным контентом учебный процесс ученика с первых дней его пребывания в школе до последнего выпускного экзамена
  • способствовать повышению качества обучения, развитию познавательной активности школьников
  • сократить время учителя и администрации учреждения на выполнение рутинных операций, оперативного контроля и анализа образовательной деятельности,
  • внедрить новые формы и методы работы

Одним из примеров контентной образовательной информационной системы является информационный интегрированный продукт «КМ-Школа».

«КМ-Школа»
http://www.km-school.ru/
«КМ-Школа» располагает:

  • уникальной Базой Знаний (контентом), соответствующей современным образовательным стандартам, включающей более 2 млн. информационных объектов (уроки, репетиторы, энциклопедии и др.),
  • инструментами управления контентом,
  • программным комплексом по управлению школой,
  • интернет - сервисами, включающими систему сопровождения и поддержки всех участников образовательного процесса, предоставляя им круглосуточный доступ к образовательному порталу «Школьный клуб» и КМ-wiki.

Таким образом образовательное учреждение не только получает набор цифровых ресурсов по всем предметам, но и благодаря инструментам создаёт единое Интранет/Интернет-пространство.
Учитель не только имеет возможность проводить готовые уроки по предметам школьной программы, но и получает набор инструментов для создания своих собственных авторских уроков, викторин и контрольных работ. Это в свою очередь позволяет эффективно применять интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, мультимедийное оборудование и в случае необходимости использовать доступ к Интернету, обеспечивая сетевое взаимодействие всех участников педагогического процесса, расширяет предметные, межпредметные и интеграционные связи в процессе обучения.

При использовании «КМ-Школы» в образовательном учреждении эффективно организуется учебная деятельность и поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно-урочной и внеурочной деятельности, проектной деятельности, реализуется принцип личностно-ориентированного обучения, повышается уровень информационной культуры как учащихся, так и учителей, формируется коммуникативная, социально-информационная и ИКТ-компетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.

Следующий популярный продукт, о котором хотелось бы сказать - "1С:Образование.
1С: Образование
http://edu.1c.ru/

Система программ "1С:Образование 4. Школа 2.0" предназначена для организации и поддержки образовательного процесса. Система позволяет использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Единой коллекции, включающей более 90 тыс. ресурсов. Первая версия системы "1С:Образование 4. Школа" разработана в рамках федерального проекта "Информатизация системы образования" и апробируется в 6 тыс. школ России.
На платформе "1С:Образование 4. Дом" с 2008 года выходят образовательные комплексы серий "1С:Школа" и "1С:Высшая школа". "1С:Образование 4. Школа 2.0" позволяет использовать для группового обучения учебные материалы этих образовательных комплексов.
Новая серия "1С:Школа", разработанная на единой платформе "1С:Образование", является продуктом нового поколения, не имеющим аналогов на российском рынке образовательных программ: её технологические возможности позволяют решать практически любые современные задачи в области организации и проведения учебного процесса

Открытый колледж (Физикон)
http://college.ru/

Интернет-проект компании «Физикон» «Открытый колледж» для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ. Более 10 лет учебный портал College.ru помогает старшеклассникам успешно учиться и готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Сегодня College.ru является отличным помощником при подготовке к ЕГЭ.
College.ru разработали лучшие методисты, опытные учителя, преподаватели ведущих вузов страны. С его помощью тысячи выпускников в этом году серьезно улучшили свои знания и перестали бояться предстоящего экзамена. Приобретя доступ к сервису (услуга платная), пользователь получает:

  • Тесты ЕГЭ: cимулятор выполнения заданий ЕГЭ ("как на экзамене"), тренажер (с подсказками), тренировка заполнения бланка. Все тесты подготовлены в соответствии со спецификациями-2010 Федерального института педагогических измерений;
  • Обучение: индивидуальный учебный план по итогам решения вариантов ЕГЭ, помощь экспертов, оценка вашего уровня готовности, общение с виртуальным преподавателем и получение электронных консультаций;
  • Учебные пособия: оригинальные учебники, конспекты, плакаты - "шпаргалки".
  • Материалы для самостоятельного изучения основных предметов школьной программы, решение задач,

В рамках открытого колледжа работают сайты:
College.ru: Астрономия
http://college.ru/astronomy/

Раздел College.ru по астрономии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске "Открытая Астрономия" и индивидуальное обучение через интернет. Можно посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс "Открытая Астрономия" (УЧЕБНИК), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (МОДЕЛИ), посетить виртуальный ПЛАНЕТАРИЙ.
College.ru: Биология
http://biology.ru/

Сайт College.ru по биологии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология" и индивидуальное обучение через интернет. На сайте опубликована интернет-версия (без интерактивных моделей и различных видов учебной активности учащихся) иллюстрированного учебника курса "Открытая Биология" (Учебник). Ознакомиться и заказать диск "Открытая Биология 2.6" можно на сайте компании ФИЗИКОН.
College.ru: Химия
http://chemistry.ru/

Раздел College.ru по химии объединяет содержание учебного курса "Открытая Химия 2.6", выпускаемого на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет - тестирование, электронные консультации. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса "Открытая Химия 2.6" ("учебник"), интерактивные Java-апплеты ("модели"). В разделе "таблица Менделеева" - on-line-справочник свойств всех известных химических элементов. Раздел "химия в Интернете" содержит обзор интернет-ресурсов по химии и постоянно обновляется.

Раздел College.ru по физике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет - тестирование и электронные консультации.

ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://fcior.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов представляет собой каталог, информация в котором систематизирована по основным разделам:

  • Основное общее образование;
  • Среднее (полное) общее образование;
  • Начальное профессиональное образование;
  • Среднее профессиональное образование.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт - ОМС-плеер.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 - ориентированных на профессиональное образование.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

2. АСУ - Автоматизированные системы управления

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчеркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. Образование относится к социально-культурной сфере, что накладывает особую специфику на процессы автоматизации. В отличие от производственной сферы, результаты нематериальной деятельности здесь не так очевидны: производимый продукт практически с трудом поддается количественному измерению, критерии эффективности образовательной деятельности не имеют четкого и однозначно понимаемого определения.
Яркими примерами АСУ являются:

http://edu.1c.ru/
Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет следующие возможности:

  • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • оперативный сбор, учет и анализ результатов учебной деятельности учащихся;
  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;
  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • автоматизация библиотечной деятельности;
  • организация учета питания.

Весной 2008 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" все образовательные учреждения РФ получили стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения "Первая ПОмощь 1.0" .
На 56 дисках, вложенных в папку «Первая ПОмощь 1.0», размещены операционные системы, офисные приложения, антивирусное обеспечение, архиватор, средства разработки приложений, графические редакторы, решение для автоматизации управления деятельностью школы. На Интернет-портале http://www.shkola.edu.ru/ развернута информационно-справочная, методическая и техническая поддержка общеобразовательных учреждений по вопросам установки и использования СБППО.

АВЕРС
http://iicavers.ru/index.php

Компания АВЕРС, уже работающая 15 лет на рынке программного обеспечения, представляет комплекс программного обеспечения для управленческой, административной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием муниципального и регионального уровня.

Сетевые программы для учреждений образования позволяют создавать автоматизированные рабочие места практически для всех работников: директор, заместители директора, классные руководители, секретарь, библиотекарь, бухгалтер, учителя, медработник, психолог и др.

Программные продукты АРМ "Директор", "Расписание", Библиотека", "Тарификация" работают на единой базе данных. Простые настройки, интуитивно понятный интерфейс, широчайшие возможности существенно сокращают временные затраты на поиск, систематизацию информации, формирование и вывод отчетов, таблиц, графиков (как стандартизированных так и свободно создаваемых) в ряд популярных приложений.
Комплекс включает в себя базу данных сотрудников, учащихся, учебный план, ЕГЭ, расписание, тарификация, библиотечный фонд и многое другое. Представлено более 800 параметров на выбор, автозагрузка данных, интеграция с другими программными продуктами.

Управление школой - ООО "Хронобус" Компания "Хронобус" представляетпрограммное обеспечение для информатизации административной деятельности учебных заведений. Например - "1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения.

Автоматизация управления школой
Программный пакет "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - это многофункциональная система, работающая как основа для формирования единого информационного пространства учреждения образования.
Программа предоставляет широкие возможности для:

  • создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодизированных компонент;
  • автоматизации кадровой работы;
  • систематизации данных об учащихся;
  • администрирования учебно-воспитательного процесса;
  • поддержки содержания образования;
  • автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как произвольные, так и унифицированные формы Госкомстата РФ. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов. Для оптимизации поиска данных по базе учреждения в программе реализован отдельный интерфейс поиска по ключевым словам с возможностью определения области поиска.

Еще один из продуктов этой компании - 3Т:ХроноГраф Журнал

На современном рынке российского образования представлено достаточное количество различных реализаций электронных журналов учителя и дневников ученика. Отличительной особенностью таких решений является то, что они выполняются на web технологиях и, как правило, требуют обязательной связи компьютера учителя со школьным сервером или сервером, расположенным в Интернет, в момент непосредственной работы: указания тем уроков, фиксации пропусков, выставления оценок и т.д. К сожалению, далеко не всякая обычная российская школа может обеспечить как создание рабочих мест каждому преподавателю, так и подключение их к компьютерной сети.
Алгоритмы процесса обмена данными (синхронизации), применяемые в комплексе "3Т:Хронограф Журнал" , выгодно отличаются тем, что позволяют осуществлять работу на компьютерах, не подключенных к локальной сети или сети Интернет в ходе непосредственной работы учителя на уроке или вне школы.
Программный комплекс интегрируется в административную систему управления образовательными учреждениями "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" , поставленную во все школы России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в составе СБППО "Первая ПОмощь 1.0" .
Также «3Т:ХроноГраф Журнал» входит в состав Программно-технологического комплекса «Электронная учительская» , занявшего первое место в номинации «Лучший проект для образования» на конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора» 2009 года.
Программный комплекс "3Т:ХроноГраф Журнал" включает в себя:

  • Программа «Журнал», входящая в состав программного комплекса, представляет собой персональный инструментарий учителя-предметника, предназначенный для оперативного сбора, отображения и анализа результатов учебной деятельности учащегося, включая успеваемость и посещаемость, а также анализа выполнения учебного плана и тематического планирования. Программа «Журнал» может быть запущена практически на всех видах компьютерной техники (ПК, ноутбуках, нетбуках и КПК), также для удобства работы, может быть размещена на картах флэш-памяти.
  • Серверный компонент, производящий сбор и хранение данных.
  • Модуль школьного дневника, входящий в состав программного комплекса формирует Web страницы электронных дневников учащихся в соответствии с действующим законодательством о защите персональных данных.
  • Модуль синхронизации данных с программой "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ".

Также "Хронобус" представляет Набор для бухгалтерии УО и многие другие продукты, полезные для процесса автоматизации управления школой.

Автоматизированная система управления учебным заведением РГУПС
http://ui.rgups.ru/pages.php?id=39

Основной целью создания системы является автоматизация и совершенствование технологических процессов в работе учебных заведений для повышения качества подготовки специалистов отрасли, создание единой информационной среды для ВУЗов, их филиалов, техникумов, школ, управлений дорог. Система также предназначена для:

  • создания единой информационной среды для вуза, филиалов, техникумов
  • реализации миссии учебного заведения по качественной подготовке высококвалифицированных специалистов отрасли в современных условиях
  • информационного обеспечение основного и вспомогательных бизнес-процессов учебных заведений
  • повышения эффективности управления учебным заведением как руководством учебного заведения
  • интеграции управления всеми бизнес-процессами в рамках единой корпоративной системы
  • автоматизации документооборота
  • снижения совокупной стоимости владения системой

С 2001 года в РГУПС на СУБД ORACLE уже эксплуатируются подсистемы АСУ УЗ «Агрегированное хранилище ВУЗ», «Агрегированное хранилище ЦКАДР», «Приемная комиссия», «Контингент студентов», «Ведение расчетного счета», «Учет исполнения смет по субсчетам», «Учет оплаты за обучение», «Учет договоров за обучение», «Кассовый учет», «Учет использования площадей», комплекс подсистем УМУ: «Формирование учебных планов», «Формирование рабочих планов», «Расчёт учебной нагрузки на кафедру», «Распределение учебной нагрузки на преподавателя».


Net-school
http://www.net-school.ru/

NetSchool - комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса.
Сотрудникам школы NetSchool позволяет перевести в электронный вид множество бумажных отчётов, экономя время на их составление, делая их наглядными и легко доступными для анализа.

NetSchool помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей.
SMS Школа - это информационный сервис на базе NetSchool, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своем ребёнке.
Стоимость SMS-сообщений автоматически списывается со счета мобильного телефона абонента. А значит, родителю не требуется посещать банк, заполнять квитанции, ждать перевода денег и т.п.

Для учреждений, использующих систему NetSchool, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных.

Пакет прикладных программ " ШКОЛА™."
http://school.sssu.ru/

Автоматизированная система управления учебным процессом была создан с учетом действующей законодательной базы Российской Федерации, а также при консультационной помощи Министерства образования России.
Разработкой пакета ШКОЛА™ занимается лаборатория математического моделирования и информационных систем Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ММиИС ЮРГУЭС) по заказу Министерства образования Российской Федерации.

Пакет ШКОЛА™ был выполнен на основе Книг табличного процессора Microsoft® Excel, входящего в пакет поставки Microsoft® Office и оснащен набором функций, реализованных в виде макросов на языке Visual Basic for Applications (VBA) и динамически подсоединяемой библиотеки Planydll.dll, являющейся разработкой лаборатории ММиИС ЮРГУЭС. Доступ к данным функциям осуществляется с помощью встроенных в Книги панелей инструментов.

Система электронных журналов Баллов.нет
http://www.ballov.net/ , http://www.school-online.ru/

Удобный, мощный, полностью бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся (родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнать вовремя о родительском собрании, получать все замечания учителя). Плата берется только с тех родителей, которые подписаны на смс рассылку.

Предусматривается публикация расписания для каждого класса, возможность задавать собственное названия класса, публикация информации о школе, ведение электронного дневника учащегося, контроль учебного процесса, смс-дневник. Ведется смс-рассылка, рассылка на почту, предусматривается создание сайтов для школ. Большое количество подключившихся школ-720 по России и СНГ. В роли операторов выступают сами учителя.Система выступает в роли спонсоров спортивных мероприятий в школах.

НП "Центр современных образовательных технологий" (НП ЦСОТ)

Некоммерческое партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования "Центр современных образовательных технологий".
Миссия некоммерческого партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования "Центр современных образовательных технологий":

  • управление инновационными проектами в сфере образования, преимущественно в сфере информатизации образования;
  • научное руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных системах разного уровня;
  • проведение аналитических и мониторинговых исследований в сфере образования;
  • консалтинг в сфере образования.


3. Системы тестирования

ECDL Россия - программа сертификации пользователей компьютера

The European Computer Driving Licence (ECDL - Европейские компьютерные права, также известен как ICDL - International Computer Driving License, международные компьютерные права) - ведущая мировая сертификация навыков владения персональным компьютером. Тот факт, что на сегодняшний день более 6,5 миллионов человек в 166 странах мира прошли тестирование, делает сертификацию ECDL де-факто глобальным стандартом компьютерной грамотности.

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool»
http://www.net-school.ru/sintez.php

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool» - это модуль для системы NetSchool, предназначенный для создания тестов, проведения тестирований и анализа полученных при тестировании результатов.

Модуль СИнТеЗ, как и NetSchool, имеет веб-интерфейс и запускается из неё одним кликом. Списки учеников, преподавателей, классов и т.д. берутся автоматически из NetSchool, поэтому нет необходимости вводить их еще раз.

После того как учащийся выполнит тест, оценка автоматически выставляется в электронный классный журнал системы NetSchool. Затем из журнала щелчком мыши учитель открывает подробный отчет о результатах тестирования ученика. Оценка будет также автоматически выставлена в электронный дневник NetSchool, где её смогут увидеть учащийся и его родитель.

eTest

http://www.etest.ru/

eTest - программный комплекс, предназначенный для подготовки и проведения тестов на компьютере. eTest состоит из двух частей: редактора тестов eTeditor (рабочее место преподавателя) и программы для проведения тестирования eTester (рабочее место учащегося).

В редакторе можно создавать иерархическую структуру для хранения вопросов теста, добавлять комментарии к конкретным вопросам и группам вопросов, импортировать и экспортировать данные.

В данной статье причислены далеко не все информационные системы, на самом деле их очень большое количество. Найти и познакомиться с ними пользователь персонального компьютера и сети Интернет может с помощью любой популярной поисковой системы. Как определить, что действительно оптимально подходит для вашего образовательного учреждения?

В 2010 году планируется провести очередной этап конкурса «Информационная среда современной школы» ИСШ 2010

Основная цель - выявить самые продвинутые цифровые школы России для обмена опытом и знаниями.

Школы должны будут представить свой школьный сайт, с использованием информационных систем различных типов и описанием процесса работы в них - плюсов и минусов, достижений и разочарований.

Информация о конкурсе размещена на сайтах методической службы Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://metodist.lbz.ru/konkursy/digitalschool.php и на сайте проекта Цифровое образование

Программный продукт включён в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/73670/ .

Программный продукт "1С:Управление образования" разработан на платформе "1С:Предприятие 8.2" в режиме управляемого приложения и предназначен для автоматизированной консолидации данных из подведомственных образовательных учреждений и подготовки сводной отчетности на уровне органа управления образования.

Помощь и содействие в разработке нового решения оказал Комитет образования Администрации муниципального образования Узловский район Тульской области.

Конфигурация " Управление образования" поставляется незащищенной с открытым кодом.

Для кого предназначен программный продукт

Основными пользователями системы "1С:Управление образования" являются:

    руководитель органа управления образованием и его заместители;

    руководители отделов органа управления образованием;

    сотрудники отделов органа управления образованием;

    сотрудники подведомственных учреждений;

    другие работники органа управления образованием.

Программа "1С:Управление образования" предназначена для внедрения в муниципальном органе управления образованием (например, Департамент, Комитет, Управление и т.д.). Для работы с базой данных можно использовать файловый или клиент-серверный варианты развертывания, в том числе работать через веб-клиент, т.е. обращаться к базе данных через любой популярный браузер.

В подведомственных образовательных учреждениях в зависимости от типа учреждения целесообразно внедрять следующие программы:

    "1С:Дошкольное учреждение" - в дошкольных учреждениях образования;

    "1С:Общеобразовательное учреждение" - в общеобразовательных учреждений, в том числе частных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования (например, музыкальная школа и т.д.);

    "1С:Колледж" - в учреждениях среднего профессионального образования.

Использование специализированных программных продуктов "1С" на уровне подведомственных образовательных учреждений позволит сотрудникам органа управления образованием в любой момент получать актуальную информацию о деятельности учреждений с любой степенью детализации, а также получать в электронном виде и формировать сводную консолидированную отчетность.

Между системой "1С:Управление образования" и решениями для подведомственных учреждений ("1С:Дошкольное учреждение", "1С:Общеобразовательное учреждение", "1С:Колледж") может осуществляется синхронизация данных с использованием механизма веб-сервиса. Данный механизм позволяет работать с данными подведомственных учреждений в режиме веб-сервисов, когда создается единое информационное пространство органа управления образованием и всех образовательных учреждений, при этом данные подведомственных учреждений не хранятся в базе данных системы "1С:Управление образования".

Использование комплекса решений "1С" для автоматизации административной деятельности органа управления образованием и подведомственных учреждений позволит:

    обеспечить муниципальный орган управления образованием инструментом онлайн-мониторинга деятельности всех подведомственных учреждений образования;

    повысить эффективность управления учреждениями образования, в т.ч. за счет повышения квалификации административно-управленческого персонала и педагогического корпуса;

    обеспечить поддержку оказания образовательных услуг в электронной виде в соответствии с требованиями законодательства;

    значительно сократить трудозатраты при подготовки отчетов и предоставлении других данных, избавиться от ошибок, неизбежно возникающих при ручной обработке большого количества данных;

    повысить контроль за деятельностью как сотрудников управления образования, так и сотрудников подведомственных учреждений.

Преимущества использования решений на платформе "1С:Предприятие 8.2"

Прикладные решения, разработанные на платформе "1С:Предприятие 8.2", отличает эргономичный интерфейс, развитые средства построения аналитической отчетности, принципиально новые возможности анализа и поиска информации, высокая масштабируемость и производительность, современные подходы к интеграции, удобство администрирования системы.

Система "1С:Предприятие 8.2" реализует работу пользователей через Интернет в режиме веб клиента с помощью интернет-браузера под управлением операционных систем Windows или Linux, в том числе по мобильным каналам связи (GPRS).

"1С:Предприятие 8.2" поддерживает работу с различными СУБД - файловый режим, Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database.

Сервер "1С:Предприятия 8.2" может функционировать как в среде Microsoft Windows, так и в среде Linux. Это обеспечивает при внедрении возможность выбора архитектуры, на которой будет работать система, и возможность использования открытого программного обеспечения для работы сервера и базы данных.

"1С:Предприятие 8.2" поддерживает возможность настройки прикладного решения для отражения специфики работы конкретного учреждения:

    используя механизм функциональных опций, с помощью которого осуществляется быстрая настройка системы при внедрении, без изменения прикладного решения,

    используя режим запуска "Конфигуратор", который обеспечивает визуальные средства разработки, конструкторы и другие механизмы для изменения прикладного решения.

Защита информации

Фирмой "1С" получен сертификат соответствия № 2137 от 20.07.2010 г., выданный ФСТЭК России, который подтверждает, что защищенный программный комплекс (ЗПК) "1С:Предприятие, версия 8.2z" признан программным средством общего назначения со встроенными средствами защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) к информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну. По результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям руководящих документов по защите от НСД - 5 класса, по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей по 4 уровню контроля, подтверждена возможность использования для создания автоматизированных систем (АС) до класса защищенности 1Г (т.е. АС, обеспечивающих защиту конфиденциальной информации в ЛВС) включительно, а также для защиты информации в информационных системах персональных данных до класса К1 включительно.

Типовые конфигурации, разработанные на платформе "1С:Предприятие 8.2", в том числе "Управление образования", могут быть использованы при создании информационной системы персональных данных любого класса. Дополнительная сертификация прикладных решений, не являющихся средствами защиты информации, действующим законодательством не предусмотрена.

Функциональные возможности

"1С:Управление образования" - многофункциональная информационная система для автоматизации административной деятельности органа управления образованием, автоматизированной консолидации данных из подведомственных образовательных учреждений и подготовки сводной отчетности на уровне органа управления образованием.

Основные подсистемы и функции

Подсистема "Рабочий стол"

Рабочий стол программы настраивается в зависимости от прав пользователя. Пользователь может настраивать отображение информации на своем рабочем столе и это никак не повлияет на отображение рабочего стола других пользователей системы.

В общем случае рабочий стол пользователя содержит следующие разделы:

1. Структура органа управления образованием и подведомственных учреждений - список подведомственных учреждений, их подразделений и контактных лиц. Данные о структуре конкретного учреждения или иерархии всех учреждений в целом можно вывести на печать или сохранить в любом удобном формате.

2. Учебный план - раздел, доступный для работы сотрудников подведомственного учреждения, для внесения сведений об учебном плане образовательного учреждения.

3. Сотрудники - раздел, доступный для работы сотрудников подведомственного учреждения, для внесения сведений о сотрудниках образовательного учреждения.

Планы развития подсистемы

1. Мои задачи - сервис, который предназначен для работы со списком задач, созданных другими пользователями системы и назначенных для выполнения текущему пользователю.

2. Календарь сотрудника - встроенный персональный органайзер пользователя, в котором отображаются запланированные мероприятия.

3. Мониторинг - интерактивный инструмент отображения актуальных данных на основе анализа данных подведомственных учреждений. Если у пользователя установлены полные права или права руководителя учреждения, то для анализа доступны данные всех подведомственных учреждений.

Подсистема "Нормативно-справочная информация"

1. Хранение информации о ведомстве, его структуре и данных, используемых в работе ведомства (сведения о подразделениях, ответственных лицах, хранение истории изменения информации из карточки учреждения).

2. Организация работы с данными подведомственных учреждений (структура подразделений, контактные данные, информация об ответственных лицах и т.д.).

3. Использование встроенных классификаторов для работы с данными.

Планы развития подсистемы

1. Включение механизмов поддержки органзации процедуры лицензирования и государственной аккредитации подведомственных учреждений образования.

2. Помощник по проведению аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров.

3. Анализ качества образования, в т.ч. с помощью аналитических отчетов различной направленности.

Подсистема "Делопроизводство"

1. Учет входящих, исходящих и внутренних документов:

a. создание, редактирование и хранение версий документов и файлов;

b. распределение внутренних документов по папкам.

2. Настройка прав доступа к документам:

a. распределение всех видов документов по категориям;

b. настройка прав доступа пользователей к категориям документов.

3. Формирование отчетов по видам документов:

a. статистика по видам документов;

b. формирование реестров входящих, исходящих и внутренних документов.

4. Автоматическое сравнение различных версий файла:

a. интерактивное отображение изменений в файле;

b. автоматическое построение файла, объединяющего две версии.

Планы развития подсистемы

1. Отправка документа по электронной почте непосредственно из документа системы.

2. Создание документа непосредственно из входящего электронного сообщения.

3. Бесшовная интеграция с системой "1С:Документооборот". Встроенный веб-сервис позволит бесшовно (т. е. незаметно для пользователя) интегрировать конфигурацию с системой "1С:Документооборот" на уровне пользовательского интерфейса. Для пользователей системы это будет выглядеть как работа в единой информационной базе в едином интерфейсе с общими данными.

Подсистема "Планирование"

1. Планирование мероприятий: описание мероприятия, внесение темы и этапов мероприятия, участников, ответственных лиц.

2. Оповещение о проведении мероприятия по электронной почте всех участников и ответственных лиц.

3. Оформление результатов проведенного мероприятия: внесение итогов, печать протокола.


Приоритетный национальный проект «Образование» «Первая Помощь 1.0» – программный комплекс «1С:Управление школой» и «1С:Предприятие 8. Версия для обучения программированию». Цель: обеспечение школ лицензионным программным обеспечением. Получили 56 тысяч школ РФ. Федеральная целевая программа развития образования Конфигурация «1С:ХроноГраф Оплата Труда». Цель: обеспечение качественного образования, в том числе переход на новую системы оплаты труда учителей. Размещена на портале для все школ РФ, в составе «Первая ПОмощь 2.0» поставлена в 56 тысяч школ РФ. «1С:Предприятие 7.7. Набор для бухгалтерии управления образования» Поставлен в 2443 муниципальных органов управления образованием. В том числе, конфигурация «1С:ХроноГраф Оплата Труда». Централизованные поставки


«1С:Предприятие 7.7» (технологическая платформа) позволяет организовать автоматизированную работу в ОУ в сетевом режиме «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» единая база данных ОУ распределение нагрузки, подготовка данных к тарифицированию сотрудников (ЕТС, НСОТ, смешанная) электронные классные журналы, электронная рассылка успеваемости родителям, делопроизводство и т.д. «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ» «1С:ХроноГраф Оплата Труда» расчет окладов (тарификация) для всех видов системы оплаты труда: ЕТС, НСОТ, смешанная «1С:Школьная Библиотека» «1С:Школьное Питание» «1С:Зарплата и Кадры» «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» Редактор расписания «ХроноГраф 3.0 Мастер» 1С:Управление школой




Усовершенствованы механизмы периодизации и перевода учебного года. Расширен общий перечень обрабатываемых в программе данных. Доработан функционал Классного журнала. Значительные преобразования произошли в блоке «Финансы». Создан новый блок отчетности по оценке деятельности ОУ. Усовершенствованы регламентные процедуры, в том числе XML выгрузки/загрузки данных. Изменен список типов пользователей программы. Изменения в «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ»


Реализован механизм защиты Персональных данных в программах «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ», «1С:ХроноГраф Оплата Труда», «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ»: добавлен новый тип пользователя «Ответственный за Персональные данные», разработаны электронные аналоги Листов согласия субъектов ПД, алгоритмы и механизмы их заполнения, а также регламент их хранения, реализован Журнал Листов согласия, подготовлены шаблоны приказов по регламентации работы с ПД, созданы механизмы обезличивания и защиты ПД при организации XML выгрузки/загрузки (персональные идентификаторы и пароль учреждения). Соответствие требованиям ФЗ-152


В рамках проекта «Развитие и модернизация пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации» конфигурация «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» размещена на портале в разделе «ПО для управления школой». Платформа «1С:Предприятие» работает на ОС Линукс. Подробнее в докладе Сметанина Н.В., Жмурко А.В., PingWin Software. Использование «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» на ОС Линукс из состава ПСПО в 11:00. «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» - свободное программное обеспечение




1С:Образование 4. Школа 2.0 – система для организации и поддержки образовательного процесса. Основные возможности системы: позволяет эффективно использовать в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы, образовательные комплексы серии «1С:Школа» и «1С:Лаборатория» на платформе «1С:Образование 4. Дом» и др.; использует открытые стандарты описания ЦОР; обеспечивает синхронизацию данных с «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» из комплекса «1С:Управление школой». Система может устанавливаться в локальном или сетевом (клиент-серверном) варианте. В комплект включена «Среда разработки ЦОР», с помощью которой пользователи могут самостоятельно создавать вопросы и тесты на их основе, создавать описания медиаобъектов и рубрикаторы. Это позволяет разрабатывать новые ЦОР и наборы ЦОР. Интеграция «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» с системой организации учебного процесса


Решения для психологов ОУ 1С:Школьная Психодиагностика 8 Решение предназначено для психологов сферы образования, оказывающих психологическую помощь и консультации по вопросам: трудностей в обучении; проблем общения со сверстниками, учителями и родителями; профориентации. Реализован мониторинга развития познавательной и личностной сфер учащихся. Поддерживается загрузка из программы «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ»: списков учащихся и их родственников, включая всю дополнительную информацию об учащихся; структуры образовательного учреждения. Подробнее – в докладе В.Рубана на секции «Автоматизация административной деятельности образовательных учреждений», сегодня в зале «Галактика 2», в 16:50 в 17:00 – мастер-класс


В ближайшее время выйдет линейка новых решений «1С:Плановое питание» на платформе «1С:Предприятие 8»: 1С:Школьное питание 8 – для организация автоматизированного учета питания в образовательном учреждении. 1С:Школьный буфет 8 – для безналичного учета продаж основного и дополнительного питания в школах. Основные возможности новых решений: планирование среднесрочное и оперативное (составление меню), калькуляция, учет продуктов, мониторинг пищевой ценности, учет стоимости питания, ведение «Бракеражного журнала», проработка норм отхода продуктов, взаимодействие в другими информационными системами (1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ, 1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений и др.). Новые решения для учета питания на платформе «1С:Предприятие 8» Подробнее – в докладе Н.Портнова на секции «Автоматизация административной деятельности образовательных учреждений», сегодня, в 16:10, в зале «Галактика 2»


Выпуск (ориентировочно март-апрель 2010 г.) нового программного пакета на базе объединения и значительного расширения функционала пакетов: «1С:ХроноГраф Кадры для Управления образования ПРОФ»; «1С:ХроноГраф Контингент для Управления образования ПРОФ». Основные возможности программы: Загрузка или самостоятельное формирование, ведение и архивное хранение баз данных по конкретным учреждениям. Соблюдение требований по защите персональной информации в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» (ФЗ-152 от г.). Формирование консолидированных отчетов в установленных статистических и произвольной формах для конкретных ОУ или наборов учреждений, входящих в состав Управления образования. Обмен данными с другими программами в форматах *.XML и *.XLS Основные отличия: Работа с информацией о сотрудниках и контингенте учащихся ОУ на муниципальном уровне в рамках единой программы. Более детализированная информация об Управлении образования и возможности ведения его документации. Расширенная информация об образовательном учреждении (структура учреждения, организация учебного процесса и документация ОУ). Новые механизмы формирования консолидированных отчетов по оценке деятельности ОУ на уровне муниципального управления образования. Разработчик – компания «Хронобус». Демонстрация программы на вернисаже, стенд «Управление школой». Автоматизированный процесс сбора данных в управлении образованием
Проект комплексной автоматизации: муниципальный орган + подведомственные учреждения, исполнители - региональные партнеры «1С» (Ивановская область, Вологодская область и др.). Низкая стоимость проекта: наличие лицензионного ПО в школах; интегрированность и короткие сроки внедрения ПП «1С»; централизованное обслуживание партнерами «1С»; различные формы обучение пользователей: очные курсы обучения для целевых групп, онлайн-обучение. Повышение квалификации сотрудников школ в области ИТ: консалтинговые семинары, система сертификации, телеконференции в онлайн-формате. Подробнее о телеконференциях в 2010 году сегодня в докладе «Онлайн-мероприятия «1С» для работников системы образования» в 15:30, зал «Галактика 2» Комплексная автоматизация



Любая школа представляет собой системный объект, и поэтому его информатизация существенно влияет на все стороны её жизнедеятельности – от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в коллективе, систему ориентиров и точек роста образовательного учреждения. Таким образом, информационная среда имеет познавательную ценность, оказывает эмоциональное воздействие, способствует развитию личности ребёнка и профессиональному становлению учителя.

Что же с этой точки зрения даёт создание единой информационной среды школы, внедрение ИКТ в образовательный процесс?

Во-первых, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений, страха самовыражения.

Во-вторых, снимает нагрузку – рутинные операции выполняются машиной, а учитель оперативно привлекает необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации.

В-третьих, расширяются возможности представления результатов учебной деятельности учениками. Это не только тетрадные листки с сочинениями, ответами на вопросы или решёнными задачами, а иные продукты – гипертексты, презентации, модели. Работы ребёнка с применением ИКТ при профессиональном сопровождении педагога имеют более высокий эстетический и технический уровень. Очень важно, что практически значимые продукты доступны для трансляции и применения другими людьми.

Единая информационная среда образовательного учреждения должна включать компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности школы: управление кадрами; управление ресурсами; обеспечение коммуникации; управление контингентом обучающихся.

Общие требования к реализации информационной среды образовательного учреждения включают:

  • единую базу данных;
  • однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
  • разграничение прав доступа к данным;
  • использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
  • возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Единая информационная среда – это условие и средство сложных внутрисистемных взаимодействий типа «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Единая информационная среда развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития и должна порождать новые формы деятельности в учреждении, менять и обогащать всю систему обучения.

Развитие единой информационной среды связано с постоянным повышением уровня её организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного учреждения.

При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

  • обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса;
  • исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения;
  • создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя из потребностей;
  • обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и ресурсам медиатек;
  • организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;
  • обеспечить непрерывное развитие технической инфракструктуры единой информационной среды, работу технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей, необходимое финансирование.

Современная организация труда руководителя школы, как правило, не предусматривает использование компьютера для решения повседневных задач. Но парадокс в том, что задач, для решения которых могут быть использованы возможности информационно-коммуникационных технологий, в школе не счесть. Использование информационных технологий позволяет:

  • вести поиск в Интернете нормативно-правовой информации;
  • хранить информацию по различным аспектам деятельности школы:
    1. учебной;
    2. воспитательной;
    3. кадровым вопросом;
    4. инвентаризации библиотечного фонда школы;
    5. бухгалтерии.

В современной школе действуют всего три коммуникативных канала, через которые администрация взаимодействует с персоналом: приказы, совещания и доски объявлений. И только один из них как-то регламентирован – приказы. Остальные функционируют с крайне низкой эффективностью. Управляющее воздействие, направленное через эти каналы, рассеивается, чёткая обратная связь отсутствует или выражена весьма слабо.

Решить задачу повышения эффективности текущего управления возможно путём перестройки двух последних коммуникационных каналов средствами информационно-коммуникационных технологий. В условиях нарастающего потока информации хочется избавиться от большого количества информационных стендов и бесконечной череды совещаний. Однако такой проект может быть успешным лишь при соблюдении целого ряда требований:

  • использование для создания первичных документов только простейших и широко распространённых программных продуктов;
  • минимум дополнительного оборудования и программного обеспечения;
  • минимизация требований к уровню подготовки участников процесса;
  • доступность конечного продукта, обеспечиваемая через локальную сеть школы.

Поставленная задача решается в несколько этапов.

Первый – определение круга участников и формализация их требований к программе;
второй – поиск или написание необходимого программного обеспечения;
третий – техническое оснащение рабочих мест;
четвёртый – обучение персонала;
пятый – внедрение программы;
шестой – оценка эффективности.

Во многом решить поставленную задачу можно с помощью информационной системы управления образовательного учреждения. Дл этого в школе должно быть создано адекватное количество рабочих мест и выработана технология совместной работы пользователей этих мест в рамках автоматизированной системы. В первую очередь следует определиться в количестве автоматизированных рабочих мест: администратора, секретаря, учителя.

АРМ администратора. Оно обеспечивает параллельный ввод персонально - ориентированных заданий и поручений всеми сотрудниками администрации школы и ведёт календарь исполнения.

АРМ секретаря. Рабочее место предназначено для решения задач по централизованному вводу данных. Например, общешкольных планов, календаря мероприятий, графиков консультаций и т.п.

АРМ учителя. Это простейшее по функциональному назначению рабочее место обеспечивает доступ учителя к персональному перечню поручений. Таких АРМов может быть установлено сколько угодно. Первое такое рабочее место должно быть оборудовано в учительской. Это имеет смысл, так как привязывает вводимое новшество к уже привычной, сформировавшейся годами манере выполнения работы учителем, чётко вписываясь в алгоритм: пришёл, взял журнал, посмотрел замещения, прочитал поручения, пошёл на урок.

Таким образом, для внедрения в школе системы автоматизации оперативного управления должно быть необходимое количество компьютеров, объединённых в локальную сеть. Локальная сеть позволяет связывать рабочее место директора со всеми автоматизированными рабочими местами и скоординировать работу администрации и педагогов.

Современный этап модернизации образования обозначил рост интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и, в первую очередь, основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения - учащихся, их родителей и государства, к проблеме информатизации образовательных учреждений.

Оснащение лицензионным программным обеспечением и автоматизация деятельности образовательных учреждений являются одним из заметных направлений приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) и других проектов модернизации отечественного образования.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» был сформирован и поставлен во все общеобразовательные учреждения РФ стандартный (базовый) пакет программного обеспечения (СБППО).

В целом реализация проекта по поставке СБППО способствует формированию во всех школах страны равных условий обучения с использованием лицензионного программного обеспечения ведущих производителей. Обеспечение общеобразовательных учреждений единым комплексом для автоматизации управления школой создает благоприятные условия и для внедрения в школе системы автоматизации оперативного управления, и организации сбора унифицированных данных из подведомственных учреждений и их консолидации в органах управления образования.

Комплект, получивший название «Первая ПОмощь 1.0», включает Программный комплекс «1С:Управление школой», который и предназначен для автоматизации процесса управления общеобразовательным учреждением. Программный комплекс «1С:Управление школой» включает сетевую платформу «1С:Предприятие» и набор решений: «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ», «1С:Школьное Питание», «1С:Школьная Библиотека», «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ», «1С:Зарплата и Кадры», а также редактор расписания «ХроноГраф 3.0 Мастер», электронный справочник «Образование, наука, инновации» и электронный каталог для школьных библиотек.

Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет следующие возможности:

  • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;
  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • автоматизация библиотечной деятельности;
  • организация учета питания.

Базовый функционал комплекса позволяет удовлетворить нужды подавляющего большинства общеобразовательных учреждений, однако при наличии индивидуальной специфики в организации учебного процесса или структуры школы комплекс может быть соответствующим образом модифицирован с использованием встроенных инструментальных средств «1С:Предприятия».

Пользователями программного комплекса «1С:Управление школой» являются следующие работники общеобразовательных учреждений: директор, заместитель директора, классный руководитель, преподаватель-предметник, библиотекарь, секретарь-делопроизводитель, бухгалтер, ответственный за питание и диетолог.

Комплекс предоставляет возможности систематизации данных о сотрудниках и учащихся, автоматизации вопросов планирования и организации учебного процесса, управления административно-финансовой и хозяйственной деятельностью, автоматизации библиотечной деятельности и организации учета питания.

Использование общеобразовательными учреждениями комплекса для автоматизации управления школой создаст благоприятные условия для организации сбора унифицированных данных из подведомственных учреждений и их консолидации в органах управления образования.

В любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы эффективную работу.

Основное преимущество автоматизации – это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции, устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации; излишнее количество внутренних промежуточных документов, различных журналов, папок, заявлений и т.д., повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы.

Также значительно сокращает время автоматический поиск информации, который производится из специальных экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта. Сотруднику необходимо только выбрать из списка соответствующий тип документа, сформировать документ и отправить документ на печать.

Создание автоматизированной системы позволяет учесть все особенности образовательного учреждения.

Информационная система школы должна предоставлять руководителям и специалистам динамичное информационное сопровождение для проведения анализа складывающихся ситуаций, моделирования прогнозируемых процессов для принятия обоснованных как оперативных, так и тактических решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Загрузка...