kancboom.ru

Как найти вирус в списке процессов Windows. Характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации Учебный алгоритмический язык

1. Что изучает информатика?

    компьютерные технологии

    информация нематериальна

обрабатывать.

    запах

    звук

    речь человека

    вкус

    фотографии

    шифрование

    передача информации

    хранение данных

    сортировка списка

    поиск в базе данных

6. Что такое кодирование?

    средство поиска информации

    искажение информации

    изменение вида информации

Тест по теме: «Информация и информационные процессы»

1. Что изучает информатика?

    любые процессы и явления, связанные с информацией

    программирование для компьютеров

    взаимосвязь явлений в природе

    компьютерные технологии

    математические методы решения задач

2. Отметьте все верные высказывания.

    информация нематериальна

    информация - это отражение реального мира

    информация характеризует разнообразие

    при получении информации уменьшается неопределенность знаний

    существует строгое определение информации

3. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет

обрабатывать.

    запах

    звук

    речь человека

    вкус

    фотографии

4. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.

    шифрование

    передача информации

    хранение данных

    сортировка списка

    поиск в базе данных

5. Отметьте все верные высказывания.

    информация может существовать только вместе с носителем

    хранение информации - это один из информационных процессов

    для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания

    обработка информации - это изменение её содержания

    при записи информации изменяются свойства носителя

6. Что такое кодирование?

    средство поиска информации

    запись информации в другой системе знаков

    искажение информации

    изменение вида информации

    изменение количества информации

    выбор нужных элементов

    изменение порядка элементов

    удаление ненужных элементов

для передачи информации?

принципы?

_______________________________________________________________

решения некоторых задач?

_______________________________________________________________

себе?

_______________________________________________________________

системах?

_______________________________________________________________

7. Какая фраза может служить определением сортировки?

    выбор нужных элементов

    расстановка элементов списка в заданном порядке

    расстановка строк по алфавиту

    изменение порядка элементов

    удаление ненужных элементов

8. Как называется изменение свойств носителя, которое используется

для передачи информации?

_______________________________________________________________

9. Как называются знания, которые представляют собой факты, законы,

принципы?

_______________________________________________________________

10. Как называются знания, которые представляют собой алгоритмы

решения некоторых задач?

_______________________________________________________________

11. Как называют представления человека о природе, обществе и самом

себе?

_______________________________________________________________

12. Отметьте все верные высказывания.

    полученная информация зависит от знаний получателя

    полученная информация зависит только от принятого сообщения

    получение информации всегда увеличивает знания

    знания увеличиваются только тогда, когда полученная информация частично известна

    одна и та же информация может быть представлена в разных формах

13. Как называют информацию, зафиксированную (закодированную) в

некоторой форме, в частности, в компьютерных информационных

системах?

_______________________________________________________________

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

а, б, г

а, б, в, г

а, г

а, г, д

а, в, д

б, г

8

9

10

11

12

13

сигнал

декларативные

процедурные

знания

а, г, д

Обработка информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных объектов» путем выполнения некоторых алгоритмов и является одной из основных операций, осуществляемых над информацией, и главным средством увеличения ее объема и разнообразия.

На самом верхнем уровне можно выделить числовую и нечисловую обработку. В указанные виды обработки вкладывается различная трактовка содержания понятия «данные». При числовой обработке используются такие объекты, как переменные, векторы, матрицы, многомерные массивы, константы и т.д. При нечисловой обработке объектами могут быть файлы, записи, поля, иерархии, сети, отношения и т.д. Другое отличие заключается в том, что при числовой обработке содержание данных не имеет большого значения, в то время как при нечисловой обработке нас интересуют непосредственные сведения об объектах, а не их совокупность в целом.

С точки зрения реализации на основе современных достижений вычислительной техники выделяют следующие виды обработки информации:

последовательная обработка , применяемая в традиционной фоннеймановской архитектуре ЭВМ, располагающей одним процессором;

параллельная обработка , применяемая при наличии нескольких процессоров в ЭВМ;

конвейерная обработка , связанная с использованием в архитектуре ЭВМ одних и тех же ресурсов для решения разных задач, причем если эти задачи тождественны, то это последовательный конвейер, если задачи одинаковые – векторный конвейер.

Принято относить существующие архитектуры ЭВМ с точки зрения обработки информации к одному из следующих классов.

Архитектуры с одиночным потоком команд и данных (SISD) . К этому классу относятся традиционные однопроцессорные системы, где имеется центральный процессор, работающий с парами «атрибут – значение».

Архитектуры с одиночными потоками команд и данных (SIMD) . Особенностью данного класса является наличие одного (центрального) контроллера, управляющего рядом одинаковых процессоров. В зависимости от возможностей контроллера и процессорных элементов, числа процессоров, организации режима поиска и характеристик маршрутных и выравнивающих сетей выделяют:



Матричные процессоры, используемые для решения векторных и матричных задач;

Ассоциативные процессоры, применяемые для решения нечисловых задач и использующие память, в которой можно обращаться непосредственно к информации, хранящейся в ней;

Процессорные ансамбли, применяемые для числовой и нечисловой обработки;

Конвейерные и векторные процессоры.

Архитектуры с множественным потоком команд и одиночным потоком данных (MISD) . К этому классу могут быть отнесены конвейерные процессоры.

Архитектуры с множественным потоком команд и множественным потоком данных (MIMD) . К этому классу могут быть отнесены следующие конфигурации: мультипроцессорные системы, системы с мультобработкой, вычислительные системы из многих машин, вычислительные сети.

Основные процедуры обработки данных представлены на рисунке.

Создание данных , как операция обработки, предусматривает их образование в результате выполнения некоторого алгоритма и дальнейшее использование для преобразований на более высоком уровне.

Модификация данных связана с отображением изменений в реальной предметной области, осуществляемых путем включения новых данных и удаления ненужных.

Обеспечение безопасности и целостности данных направлено на адекватное отображение реального состояния предметной области в информационной модели и обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа (безопасность) и от сбоев и повреждений технических и программных средств.

Поиск информации , хранимой в памяти компьютера, осуществляется как самостоятельное действие при выполнении ответов на различные запросы и как вспомогательная операция при обработке информации.

Рисунок – Основные процедуры обработки данных

Поддержка принятия решений является наиболее важным действием, выполняемым при обработке информации. Широкая альтернатива принимаемых решений приводит к необходимости использования разнообразных математических моделей.

В зависимости от степени информированности о состоянии управляемого объекта, полноты и точности моделей объекта и системы управления, взаимодействия с внешней средой, процесс принятия решений протекает в различных условиях:

1) принятие решений в условиях определенности . В этой задаче модели объекта и системы управления считаются заданными, а влияние внешней среды – несущественным. Поэтому между выбранной стратегией использования ресурсов и конечным результатом существует однозначная связь, откуда следует, что в условиях определенности достаточно использовать решающее правило для оценки полезности вариантов решений, принимая в качестве оптимального то, которое приводит к наибольшему эффекту. Если таких стратегий несколько, то все они считаются эквивалентными. Для поиска решений в условиях определенности используют методы математического программирования;

2) принятие решений в условиях риска . В отличие от предыдущего случая для принятия решений в условиях риска необходимо учитывать влияние внешней среды, которое не поддается точному прогнозу, а известно только вероятностное распределение ее состояний. В этих условиях использование одной и той же стратегии может привести к различным исходам, вероятности появления которых считаются заданными или могут быть определены. Оценку и выбор стратегий проводят с помощью решающего правила, учитывающего вероятность достижения конечного результата;

3) принятие решений в условиях неопределенности . Как и в предыдущей задаче между выбором стратегии и конечным результатом отсутствует однозначная связь. Кроме того, неизвестны также значения вероятностей появления конечных результатов, которые либо не могут быть определены, либо не имеют в контексте содержательного смысла. Каждой паре «стратегия – конечный результат» соответствует некоторая внешняя оценка в виде выигрыша. Наиболее распространенным является использование критерия получения максимального гарантированного выигрыша;

4) принятие решений в условиях многокритериальности . В любой из перечисленных выше задач многокритериальность возникает в случае наличия нескольких самостоятельных, не сводимых одна к другой целей. Наличие большого числа решений усложняет оценку и выбор оптимальной стратегии. Одним из возможных путей решения является использование методов моделирования.

Создание документов, сводок, отчетов заключается в преобразовании информации в формы, пригодные для чтения как человеком, так и компьютером. С этим действием связаны и такие операции, как обработка, считывание, сканирование и сортировка документов.

При обработке информации осуществляется ее перевод из одной формы представления или существования в другую, что определяется потребностями, возникающими в процессе реализации информационных технологий.

Реализация всех действий, выполняемых в процессе обработки информации, осуществляется с помощью разнообразных программных средств.

Когда в системе что-то не так или просто хочется проконтролировать эффективность установленного на компьютере антивируса, мы обычно нажимаем три заветные клавиши Ctrl, Alt, Del и запускаем Диспетчер задач, надеясь обнаружить вирус в списке процессов. Но в нем мы видим лишь большое количество работающих на компьютере программ, каждая из которых представлена своим процессом. И где же тут скрывается вирус? Ответить на этот вопрос вам поможет наша сегодняшняя статья

Для того чтобы определить, есть вирус в процессах или его там нет, нужно очень внимательно вглядеться в список процессов. В операционной системе Windows Vista в обязательном порядке нажмите кнопочку «Отображать процессы всех пользователей», иначе вы толком ничего и не увидите. Прежде всего, обратите внимание на описание процесса в столбике «Описание». Если описания нет или оно какое-то «корявенькое», это должно вас насторожить. Ведь разработчики программ имеют привычку подписывать свои творения на понятном русском или английском языках.
Отметив взглядом процессы с подозрительным описанием, обращаем взор на следующий столбик - «Пользователь». Вирусы обычно запускаются от имени пользователя, реже в виде служб и от имени системы - SYSTEM, LOCAL SERVICE или NETWORK SERVICE.

Итак, найдя процесс с подозрительным описанием, запускаемый от имени пользователя или непонятно от чьего имени, щелкните нему правой кнопкой мышки и в появившемся контекстном меню выберите пункт «Свойства». Откроется окошко со свойствами программы, которая запустила данный процесс. Особое внимание обратите на вкладку «Подробно», где указана информация о разработчике, версии файла и его описание, а также на пункт «Размещение» вкладки «Общие» - здесь указан путь к запущенной программе.

Если путь «Размещение» ведет в каталог Temp, Temporary Internet Files или еще в какое-либо подозрительное место (например, в папку некой программы каталога Program Files, но вы уверены, что такую программу вы не устанавливали), то, ВОЗМОЖНО, данный процесс принадлежит вирусу. Но все это лишь наши догадки, за подробной информацией, конечно же, лучше обратиться к интернету. Неплохие списки процессов есть на сайтах what-process.com http://www.tasklist.org и http://www.processlist.com . Если после всех поисков ваши опасения на счет подозрительного процесса подтвердятся, можете радоваться - на вашем компьютере поселился вирус, троян или другой зловред, которого нужно срочно ликвидировать.

Но окошко со свойствами запустившего процесс файла из Диспетчера задач может и не открыться. Поэтому помимо стандартных средств Windows нужно пользоваться различными полезными утилитами, способными выдать максимум информации о подозрительном процессе. Одну из таких программ - Starter - мы уже рассматривали (http://www.yachaynik.ru/content/view/88/).

В Starter на вкладкее«Процессы» представлена исчерпывающая информация о выделенном процессе: описание программы и имя файла, который запустил процесс, информация о разработчике, список модулей (программных компонентов), задействованных процессом.

Таким образом, нет нужды копаться в свойствах файла, запустившего процесс - всё и так, как на ладони. Тем не менее, это не мешает щелкнуть по подозрительному процессу правой кнопкой мышки и выбрать «Свойства», чтобы получить доскональные сведения о файле процесса в отдельном окошке.

Чтобы попасть в папку программы, который принадлежит процесс, щелкните по названию процесса правой кнопкой мыши и выберите «Проводник в папку процесса».

Но самая удобная опция в Starter - возможность начать поиск информации о процессе прямо из окна программы. Для этого щелкните правой кнопкой мышки по процессу и выберите «Искать в Интернет».

После того, как вы получите полную информацию о файле, запустившем процесс, его разработчике, назначении и мнение о процессе в сети интернет, сможете достаточно точно определить - вирус перед вами или мирная программа-трудяга. Здесь действует тот же принцип, что и в Диспетчере задач. Подозрительны те процессы и модули процессов, для которых не указан разработчик, в описании которых ничего нет либо написано что-то невнятное, процесс или задействованные им модули запускаются из подозрительной папки. Например, Temp, Temporary Internet Files или из папки в Program Files, но вы точно помните, что указанную там программу вы не устанавливали. И, наконец, если в интернете четко сказано, что данный процесс принадлежит вирусу, радуйтесь - зловреду не удалось спрятаться от вас!

Одно из самых распространенных заблуждений начинающих чайников касается процесса svchost.exe. Пишется он именно так и никак иначе: svshost.exe, scvhost.exe, cvshost.exe и другие вариации на эту тему - вирусы, маскирующиеся под хороший процесс, который, кстати, принадлежит службам Windows. Точнее, один процесс svchost.exe может запускать сразу несколько системных служб. Поскольку служб у операционной системы много и все они нужны ей, процессов svchost.exe тоже много.

В Windows XP процессов svchost.exe должно быть не более шести. Пять процессов svchost.exe - нормально, а вот уже семь - стопроцентная гарантия, что на вашем компьютере поселился зловред. В Windows Vista процессов svchost.exe больше шести. У меня, к примеру, их четырнадцать. Но и системных служб в Windows Vista намного больше, чем в предыдущей версии этой ОС.

Узнать, какие именно службы запускаются процессом svchost.exe, вам поможет другая полезная утилита - Process Explorer. Скачать последнюю версию Process Explorer вы можете с официального сайта Microsoft: technet.microsoft.com

Process Explorer выдаст вам описание процесса, запустившую его программу, наименование разработчика и множество полезной технической информации, понятной разве что программистам.

Наведите мышку на имя интересующего вас процесса, и вы увидите путь к файлу, запустившему данный процесс.

А для svchost.exe Process Explorer покажет полный перечень служб, относящихся к выделенному процессу. Один процесс svchost.exe может запускать несколько служб или всего одну.

Чтобы увидеть свойства файла, запустившего процесс, щелкните по интересующему вас процессу правой кнопкой мышки и выберите «Properties» («Свойства»).

Для поиска информации о процессе в интернете при помощи поисковой системы Google, просто щелкните по названию процесса правой кнопкой мыши и выберите «Google».

Как и ранее, подозрения должны вызвать процессы без описания, без наименования разработчика, запускающиеся из временных папок (Temp, Temporary Internet Files) или из папки программы, которую вы не устанавливали, а также идентифицируемые в интернете как вирусы.

И помните, для качественно работы программ Process Explorer и Starter в Windows Vista, их нужно запускать с административными правами: щелкните по исполняемому файлу программы правой кнопкой мышки и выберите «Запуск от имени администратора».

Однако хочется вас разочаровать, только очень глупые вирусы выдают себя в списке процессов. Современные вирусописатели уже давно научились прятать свои творения не только от глаз пользователей, но и от антивирусных программ. Поэтому спасти вас в случае заражения качественно написанной вредоносной программой может лишь хороший антивирус со свежими базами (да и то не факт!), наличие резервной копии со всей вашей информацией и диск с дистрибутивом Windows для переустановки системы. Тем не менее, периодически заглядывать в список процессов все же стоит - мало ли какой scvhost или mouse.exe там притаился.

Урок №15

Дата 24.11.2015

Класс 10

План-конспект урока по информатике и ИКТ

Тема урока: Контрольная работа № 1

Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме.

Тип урока: урок контроля знаний, умений и навыков.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих.

2. Контрольная работа по теме: «Информация. Информационные процессы»

Вариант 1

1. Что изучает информатика?

а) конструкцию компьютера;

б) способы представления, накопления обработки информации с помощью технических средств;

в) компьютерные программы;

г) общешкольные дисциплины.

2. На каком свойстве информации отразится ее преднамеренное искажение?

а) понятность;

б) актуальность

в) достоверность;

г) полнота.

3. Выберите события, которые можно отнести к информационным процессам:

а) упражнение на спортивном снаряде;

б) перекличка присутствующих на уроке;

в) водопад;

г) катание на карусели.

4. Что из ниже перечисленного имеет свойство передавать информацию?

а) камень;

б) вода;

в) папирус;

г) световой луч.

5. Что из ниже перечисленного вовлечено в информационный процесс?

а) песок;

б) дом;

в) камень;

г) человек.

6. Каким свойством обладают объекты: колокол, речь, костер, радио, электронная почта?

а) хранят информацию;

б) обрабатывают информацию;

в) передают информацию;

г) создают информацию.

7. Что такое информационный взрыв?

а) ежедневные новости из горячих точек;

б) возросшее количество газет и журналов;

в) бурный рост потоков и объемов информации;

г) общение через Интернет.

8. Кибернетика - это:

а) наука об искусственном интеллекте;

б) наука о закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе;

в) наука об ЭВМ;

г) наука о формах и законах человеческого мышления.

9. Какой объект не может служить носителем информации при ее хранении?

а) ткань;

б) бумага;

в) магнитные материалы;

г) луч света.

10. Человек принимает информацию:

а) магнитным полнм;

б) органом чувств;

в) внутренними органами;

г) инструментальными средствами.

11. Информационная культура общества предполагает:

а) знание современных программных продуктов;

б) знание иностранных языков и их применение;

в) умение работать с информацией при помощи технических средств;

г) умение запомнить большой объем информации.

12. Данные - это:

а) отдельные факты, характеризующие объекты, процессы, явления;

б) выявленные закономерности в определенной предметной области;

в) совокупность сведений, необходимых для организации деятельности предприятия;

г) зарегистрированные сигналы.

13. Что является графической формой представления математической информации:

а) математическое уравнение;

б) график функции;

в) таблица значений функции;

г) математическое выражение.

I c =K*I з или I c =K*i

15. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке №3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?

2 бита

16. Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?

16 э тажей

17. Переведите в биты: 57 Кбайт, 57 Мбайт, 57 Гигабайт.

57*2 13 бит 466944

57*2 23 бит 478150656

57*2 33 бит 489626271744

18. Алфавит некоторой знаковой системы состоит из 128 символов ( N ). Какое количество информации будет содержать предложение из 56 символов ( Ic )? Ответ записать в байтах.

i =7 бит

I c =392 бит=49 байт

Вариант 2

1. Что является объектом изучения информатики?

а) компьютер;

б) информационные процессы;

в) компьютерные программы;

г) общешкольные дисциплины.

2. Каким должен быть любой сигнал, несущий информацию?

а) меняющимся;

б) непрерывным;

в) световым;

г) электрическим.

3. Как человек передает информацию?

а) магнитным полем;

б) речью, жестами;

в) световыми сигналами;

г) рентгеновским излучением.

4. Какой из перечисленных процессов нельзя назвать информационным процессом?

а) взвешивание информации;

б) кодирование информации;

в) хранение информации;

г) обработка информации.

5. Что из ниже перечисленного не имеет свойства сохранять информацию?

а) бумага;

б) электронный ток;

в) магнитная дискета;

г) папирус.

6. Каким свойством обладают объекты: дверной замок, компьютер, человек?

а) объективной;

б) актуальной;

в) доступной;

г) достоверной.

7. Как называется информация, отражающая истинное положение дел?

а) дискета с играми;

б) книга;

в) географическая карта;

г) звуковая плата.

8. Информатизация общества - это:

а) процесс повсеместного распространения ПК;

б) социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан;

в) процесс внедрения новых информационных технологий;

г) процесс формирования информационной культуры человека.

9. На рынке информационных услуг подлежат обмену и продаже:

а) лицензии, информационные технологии;

б) оборудование, помещения;

в) бланки первичных документов, вычислительная техника;

г) книги, журналы, литература.

10. Что такое наука?

а) приобретение знаний в школе?

б) использование знаний по работе с компьютером на практике;

в) приобретение знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству;

г) приобретение знаний о способах представления, обработки, накопления информации с помощью ЭВМ.

11. Какое понятие объединяет камень, папирус, бересту, книгу и дискету?

а) природное происхождение;

б) историческая ценность;

в) хранение информации;

г) вес.

12. Слово «информация» в переводе с латинского означает:

а) информативность;

б) сведения;

в) последние новости;

г) уменьшение неопределенности.

13. Что является знаковой формой представления математической информации?

а) математическое уравнение;

б) график функции;

в) диаграмма;

г) устная формулировка задачи.

14. Как определить количество информационных сообщений (неопределенность знаний - N )?

N=2 i

15. Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон №7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?

4 бита

16. Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?

8 подъездов

17. Переведите в биты: 51 Кбайт, 51 Мбайт, 51 Гигабайт.

51*2 13 бит 417792

51*2 23 бит 427819008

51*2 33 бит 438086664192

18. Алфавит некоторой знаковой системы состоит из 256 символов ( N ). Какое количество информации будет содержать предложение из 40 символов ( Ic )? Ответ записать в байтах.

i =8 бит

I c =320 бит=40 байт

3. Итог урока

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вся история развития человеческой деятельности неразрывно связана с развитием передачи и обработки информации. Очень важным для жизни каждого человека и общества в целом есть сохранение данных. Еще в глубокой древности люди столкнулись с необходимостью сохранения сведений.

Термины и определения

Информация - это сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальным устройством.

Носитель - это физическая среда, на которой или внутри которой можно зафиксировать сведения.

Информационные технологии - это совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения, передачи и защиты сведений.

Информационный процесс: примеры в системах

Рассмотрим такую знакомую всем искусственную систему, как библиотека. В ней осуществляется по меньшей мере четыре основных информационных процесса:

  • хранение - книги и другие печатные материалы расположены в помещении библиотеки;
  • поиск - когда читатель заказывает книгу, библиотекарь должен отыскать ее;
  • передача - представленные в книге сведения, передаваемые читателю;
  • обработка - когда в библиотеку поступает новая литература, данные о которой заносят в каталог; читая, читатель обрабатывает данные, тем самым и происходит информационный процесс.

Примеры таких же процессов мы можем наблюдать и в технической системе, скажем, в системе мобильной связи. Одним из важнейших является процесс использования данных, благодаря которому удовлетворяются информационные потребности систем и их элементов.

Информационная система - это элементы (оборудование, программное обеспечение, данные) которые, взаимодействуя между собой, предоставляют пользователям нужную информацию как тот или иной информационный процесс. Примеры использования сегодняшних информационных систем можно встретить повсюду: на предприятиях, в банках и учреждениях. Они помогают осуществлять учет, предоставляют сведения работникам и обеспечивают работу промышленного оборудования (автоматических линий, станков и т. д.).

Обучение основам информационных технологий

Для примера будет рассмотрена учебная тема "Информация и информационные процессы" (последние формулируются в виде требований к знаниям и умениям учеников).

Ученики должны знать понятие информационных технологий; названия и назначения основных систем программного обеспечения.

Также учащиеся должны уметь зафиксировать предметную область и ее объекты, выбрать и подобрать (или разработать) методы для решения данной задачи в конкретной предметной области.

На всех этапах развития общества подобные технологии использовались для обеспечения обмена данными между людьми, отражали соответствующий уровень и возможности использования систем регистрации, хранения, обработки и передачи данных, тем самым развивался информационный процесс.

Примеры в информатике задач по освоению школьного курса:

  • ознакомить учащихся с понятием информационных технологий;
  • сформировать понятие о технологии как о совокупности методов, средств и приемов, что используются для решения задач в конкретной предметной области;
  • овладеть основными с персональным компьютером;
  • показать роль и место информационных технологий в современном обществе.

Методика обучения информационным технологиям

Основные знания по изучению информационных технологий - это компьютерная информация, информационные процессы. 8 класс средней школы - это начальный уровень получения этих умений. Отметим основные пункты по методике получения таких знаний.

  1. Использовать с целью выбора для изучения программных средств и технологий решения задач по конкретным предметным областям.
  2. Разработать систему упражнений для решения задач из разных предметных областей.
  3. Необходимо выделить основные дидактические единицы для обучения новых технологий.
  4. Использовать информационные технологии и процессы для изучения программных средств единого интерфейса. которые не основаны на графическом интерфейсе пользователя (GUI от английского Graphic User Interface), имеют командную структуру, в основе которой лежит иерархическое меню.
  5. Целесообразно сразу знакомить учащихся с терминами: что такое информация и информационные процессы, информатика, ознакомить их с профессиональными инструментальными средствами для того, чтобы обеспечить практическую значимость знаний.
  6. При обучении информационно-комуникационным технологиям желательно использовать информационные модели.
  7. Основным методом обучения должен быть метод целесообразно отобранных задач и метод демонстрации примеров на основе широкого использования интерактивных технологий.

Информационная модель

Информационная модель - это описание объекта или процесса, в котором указаны их некоторые типичные свойства и характеристики, важные для решения конкретной задачи. Математическое моделирование сегодня является существенным фактором в различных сферах человеческой деятельности: в планировании, прогнозировании, управлении, при проектировании механизмов и систем. Изучение реальных явлений с помощью таких моделей, как правило, требует применение вычислительных методов. При этом широко используются: теория вероятностей и информатика, вычислительный и математический информационный процесс. Примеры моделирования, целью которого является получение численных значений параметров процесса или явления, очень многочисленны: аналитические, вычислительные, имитационные.

Методика ознакомления учащихся с понятием модели

Содержательная линия моделирования рядом с линией информационных процессов относится к основам курса информатики. Вместе с тем не следует считать, что эта тема носит лишь теоретический характер и отделена от всех других тем. Программирование информационных технологий - СУБД, табличные редакторы и другие - следует рассматривать как методы для обработки информационных моделей. Целесообразно отметить, что формирование у учащихся правильного понимания содержания решения задач - одна из важных целей изучения курса информатики, которая достигается постепенно. Понятие модели непосредственно связано с понятием объекта. Но в реальности не существует точного определения. Вводя это понятие, можно просто отметить, что в жизни человека окружают различные проявления живой и неживой природы, которые можно называть объектами человеческого внимания.

Идеи и методы структурного программирования

Использование методов структурного программирования формирует навыки четкого соблюдения дисциплины труда при конструировании алгоритмов, что в значительной степени способствует развитию логического мышления учащихся уже на ранних этапах изучения основ алгоритмизации. Важно показать ученикам, что указание о выполнении и получении решения некоторой задачи можно рассматривать как отдельное поручение, которое представляет искомые результаты и будет предоставлено как определенное значение, которое зависит от входных данных. Поскольку не каждое упражнение учащимся может быть выполнено, то возникает необходимость подать его в виде некоторого конечного упорядоченного набора указаний о выполнении простых действий, что также приведет к искомым результатам. Важно, чтобы ученики, анализируя специально подобранные примеры, пришли к выводу, что степень детализации поставленных задач зависит от набора операций, которые может выполнить исполнитель алгоритма.

Учебный алгоритмический язык

К важным вопросам методики обучения основам алгоритмизации относится выбор метода программирования для изучения в средних учебных заведениях. Обучение в школе должно вестись на основе специально созданного языка. При этом не только усваивается словарь и набор грамматических правил, но также открываются пути к новому стилю мышления. Вопрос подбора языка программирования, рассматривался в работах многих ученых, где предлагались различные пути того, каким методом осуществлять учебный информационный процесс. Примеры в информатике методов по изучению этого предмета следующие:

  1. При решении научных и производственных задач.
  2. На машиноориентированных языках.
  3. Освоение конкретных языков программирования и схем.
  4. Обучение на основе специально разработанного учебного алгоритма.

Практика показала, что ни один из первых 3 путей не оправдывает себя в условиях изучения общеобразовательного предмета информатики, так как они не решают задачи формирования основ информационной культуры учащихся. Поэтому для решения познавательных задач учебного курса необходимо совместить основные идеи каждого из предложенных путей.

Средства для обработки информации

Процесс информационного обеспечения средствами для анализа информационных объектов есть использование прикладных программ, которые созданы специально для такой обработки. Можно предложить ученикам следующую ​​схему обучения:

  1. Демонстрация с помощью конкретных примеров характеристик возможностей использования среды.
  2. Анализ объектов, типов сообщений, способы их представления, способы получения результатов обработки сообщений.
  3. Ознакомление с основными составляющими интерфейса среды.
  4. Правила работы со встроенной справочной системой.
  5. Знакомство с основными функциями и режимами работы среды.
  6. Изучение конкретной программы (по отдельной схеме).
  7. Теоретическое обобщение основных режимов работы и функций среды.
  8. Теоретическое обобщение на уровне основных указаний.
  9. Выполнение аналогичных задач в другой среде подобного назначения.

Система визуального программирования

При каждом событии формы и элементы управления могут некоторым образом "реагировать" в соответствии с написанным кодом, который создается пользователем для каждого объекта отдельно. В таком процессе необходимо детально описывать каждый шаг. Одним из недостатков этого стиля является то, что тот, кто составляет проект, должен все записать сам. В программировании, ориентированном на реакцию на события, вместо детального описания каждого шага автор должен указать, как следует реагировать на различные события (или действия пользователя), к которым, например, можно отнести выбор указания, щелчок кнопкой мышки, перемещение мышки и др. На одно событие можно предусмотреть некоторую реакцию, другое - просто проигнорировать. При этом создается не одна большая программа, а несколько, которые состоят из набора взаимосвязанных процедур, управляемых пользователем.

Методика изучения среды визуального программирования

Одной из причин низкой успеваемости большинства учащихся есть медленная адаптация к информационной нагрузке. Большой объем материала по различным учебным предметам приводит к тому, что значительное количество учеников не может его усвоить. Улучшение ситуации возможно в частности за счет выбора подходов к обучению. Один из таких подходов основывается на построении в мышлении детей "модели" предмета каждой науки. Это предусматривает выполнение таких умственных действий, как поиск закономерностей, нахождения аналогий, поиск иерархической зависимости между объектами, сравнение и т. д. Одним из средств формирования интеллектуальных умений и различных типов мышления учеников можно считать изучение объектно-ориентированного программирования. Такой подход предполагает новое понимание процессов вычислений, а также структурирования данных в памяти компьютера. В ориентированном подходе введено понятие объекта, содержащего в себе "знание" о сущности реального мира. Предмет или совокупность предметов имеет важное функциональное значение в данной области. Создавая такой объект в системе, ученик должен выделить в нем существенные для использования проблемы, знать и уметь использовать любые информационные процессы. Тест или экзамен при этом должен проводиться на способность формирования или применения на практике умения сравнивать, выделять главное, обобщать.

Загрузка...