kancboom.ru

Знакомство со звуком (а) и буквой А. Наглядно-дидактическое пособие "Интересные карточки". Автоматизация звука С

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4. Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент (3 минуты)

Логопед: - Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука . (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5. Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:(3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6. Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» (4 минуты)

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки,где много этих предметов. (например: окно - окна)

Дом - дома;

Лицо - лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог - рога;

Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята;

Доктор - доктора;

Ребенок – ребята;

Котёнок - котята;

Ведро - ведра;

Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Ход игрового упражнения вне занятия

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

Оргмомент

Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

- Отгадайте загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор.... (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его...(арбуз)

Какой звук вы слышите в этих словах?

Правильно, слышится звук «А».

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

На что похожа буква А?

Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Цель:

  • закреплять правильное произношение звука А;
  • учить слышать и выделять звук А в начале, середине, конце слова;
  • познакомить с понятием “гласный” звук;
  • ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
  • познакомить с буквой А;
  • учить читать букву А;
  • обучать навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком А;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление;

Оборудование:

Кукла Алла, картинки со звуком А (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – аист, акула, антилопа, астра, астры, азбука, азбуки, айва, антенна, антенны, арбуз, арбузы, аптека, апельсин, апельсины, абрикос, абрикосы, банан, бананы, ананас, ананасы, лиса, комар; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука А; картинка девочка качает куклу; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква А; карточка – картинка “На что похожа буква А” – “А – шалашик, и смотри; есть скамеечка внутри” (В. Савичев); настенная Азбука; буквы – заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная или наждачная бумага); кружки из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный);

Организационный момент: Отгадывание загадок: Стоит на крыше верхолаз – и ловит новости для нас (Антенна) А. Масленникова; Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз); Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой! Не с конфетной фабрики – А из далекой Африки (Апельсин); Какой звук мы услышали в отгадках – звук А; Если дети хорошо слышат и различают звук А, педагог может предложить детям отгадки со звуком А в сильной позиции, в середине и конце слова: Висит груша – нельзя скушать (Лампа); Не зверь, не птица, а нос, как спица (Комар); Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесочке под кустом (Лиса);

Фонетическая гимнастика “Куколка усни”

К нам в гости сегодня пришла кукла Алла. Мы Алле покажем, как мы умеем слышать и различать звук А. Девочка качает куколку: А а А а А а А а А а; Произносим то тихо, то громко. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Картинка артикуляции звука А. Для мальчиков другая картинка – “Заболел зуб”. Звук А произносится сначала громко, затем тихо. Дети произносят звук все вместе, затем по одному. Молодцы.

Игра “Назови картинку”

Дети называют картинки со звуком А (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука А в слове.

Игра “Жадина”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя лампа. Мой ананас. Мои арбузы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра “Чего нет”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать а заодно и проверить спрятался ли звук А в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.падеже.

.Игра “Поймай звук”

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук А, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков А – У или А – И. Примерный лексический материал: ангел, астра, Астрахань, утюг (не хлопаем), аист, ананас, сад, петух, овца, лиса, ус и т.д..

Физ. минутка;

Игра “Апельсин”:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка...кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.

Логопед на ушко каждому ребенку говорит каким зверьком он будет. Ребенок подходит за своей долькой, когда назовут его зверя. В конце неожиданно обнаруживается волк, который отбирает дольки у тех, кто не успел от него убежать. В конце игры все как бы отламывают по кусочку от своих долек волку, и он становится добрым. Дети гладят его по головке.

Игры с мячом “А ну-ка, повтори”

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:

Та – та –та – хвост пушистый у кота;
- га –га – га – у оленя есть рога;
- ха – ха – ха – не поймать нам петуха;
- ча – ча – ча – сидит зайчик у врача;
- жа – жа – жа – убежали два ежа; и т. д.

Игра “Эхо”

Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:

Та – та – да
Да – да – та
Па – па – ба
Ба – ба – па и т.д.

Проговори поговорку: Много снега, много хлеба (объяснить смысл).

Игра “Загадки – добавлялки”

Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.

Я сегодня утром рано,
Умывался из – под...(крана).

Для птенцов и для зверят,
Тоже нужен детский.....(сад).

Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке...(лапу).

Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я...(комара).

Солнце светит слишком ярко,
Бегемоту стало...(жарко).

Слезы льются у Оксанки,
У нее сломались...(санки).

Нам темно, мы просим папу
Нам включить поярче...(лампу).

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли....(лапки).

Жил у нас один чудак,
Разводил в саду он...(мак).

Какой звук слышали в добавлялках? (Звук А).

Буква А

Показ буквы – карточки А. Нахождение и показ буквы А на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква А” - А – шалашик, и смотри, есть скамеечка внутри (В.Савичев). Прописывание буквы А в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.

Понятие “гласный” звук

Дети произносят звук А, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук А – ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой А рисует маркером красный кружок.

Работа в тетрадях

Дети печатают букву А в тетрадях. Под буквой А рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква А обозначает звук А. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.

Игра “Придумай слово”

Логопед предлагает детям придумать слова, сначала на звук А (в начале слова), затем со звуком А (в середине и конце слова). Затем логопед предлагает придумать имена для мальчиков и для девочек со звуком или на звук А.Дети называют имена: Аня, Алла, Алиса, Алсу, Андрей, Алик, Артем и т.д.

Итог занятия

Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука А нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук А? (Буквой А). На что похожа буква А? (крыша домика, шалаш). Как мы ее пишем? Молодцы. Наше занятие закончено.

Конспект логопедического занятия для дошкольников

Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»

Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие , умение контролировать движения руки глазами.

Оборудование: картинка, плачущей девочки; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; карточки с символом звука [а]; профиль звука [а]; предметные картинки на звук [а]; плакат «лесной полянки»; трафареты буквы «А», вырезанной из наждачной бумаги; трафареты геометрических фигур, вырезанных из картона.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, у кого на столе лежит кружок красного цвета, квадрат синего цвета, треугольник желтого цвета.

Сообщение темы.

Логопед. Гном Звукознайкин принес картинку. Посмотрите, Аня плачет: а-а-а. Это картинка – символ звука [а]. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [а], познакомимся с буквой «А».

Уточнение артикуляции звука [а]. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а]. Логопед поясняет: при произнесении звука [а]: рот широко открыт, язык лежит спокойно внизу, голосок работает.

Рассмотреть на профиле положение губ, языка; обратить внимание детей на то, что воздух проходит свободно, препятствий нет.

Произносить звук [а] хором и индивидуально, контролируя положение губ и языка с помощью зеркала.

Логопед. Звук [а] – гласный, произносится он твердо, решительно, смело, его можно тянуть, петь. Представьте, что мы укладываем куклу спать, давайте споем ей песенку: а-а-а-а.

Теперь произнесем звук [а] – коротко и громко: а, а, а; а теперь протяжно и тихо: а-а-а-а.

Произнесение обратных и прямых слогов: ам, ат, ак, ан, ну, му, ту и т. д.

Выделение звука [а] из ряда гласных звуков, поднять карточку с символом звука [а]:

а, у, а, ы, а, э, у, а, ы, а и т. д.

Рассмотреть картинки, произнести слова со звуком [а] в начале слова: аист, ананас, автобус, антенна, акула, апельсин.

Выделение звука [а] из начала слова.

Логопед. Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы – Аааня (выделить интонацией звук [а]). Первый звук в этом слове – звук [а].

Логопед называет слова, дети называют первый звук: абрикос, апельсин, автомат, аптека, астра, Алла и т. д.

Знакомство с буквой «А».

Логопед. Звук [а] можно записать буквой «А». (Рассмотреть большую букву «А» и маленькую – «а».)

Логопед. На что похожа буква «А»?

Ответы детей.

Большая буква «А» красного цвета выставляется в кассу гласных букв, вторая буква «А» помещается на лесную полянку (на стене плакат «лесной полянки», буквы крепятся магнитом).

Логопед. Послушайте стихотворение «Звук и буква «А», назовите слова, которые начинаются на звук [а].

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Физкультминутка «Буква «А».

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А – узнать ее легко –

Ноги ставит широко.

Дети широко расставив ноги. Руки поочередно на пояс, к плечам, вверх, два хлопка.

Пальчиковая гимнастика:

— логопед предлагает детям выложить из палочек букву «А»;

— обвести пальчиком букву «А», вырезанную из наждачной бумаги (обводить указательным пальцем правой руки по направлению письма).

— написать букву «А» в воздухе, следить, чтобы дети правильно держали ручку.

Работа в тетрадях.

Логопед предлагает написать детям строчку буквы «А». Нарисовать большой и маленький арбузы, девочку Аню. (Рисуют дети с помощью трафаретов – из картона вырезаны геометрические фигуры).

Логопед. Скажем правило:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Загрузка...