kancboom.ru

Управление идет так-компьютер «зверь» нато-беспилотники обсе-чипы-чипированные люди. Где находится суперкомпьютер «Зверь»

«Всемирный компьютер» снова оказался вовлечен в жаркий спор.

Искрой послужило противоречивое обновление кода под условным наименованием EIP 867, из-за которого форумы, посвященные техническим особенностям эфириума, стали напоминать поле битвы, переполненное ехидными комментариями и ядовитыми замечаниями, а кроме того - откатами версий репозитория, стирающими ненавистное обновление из памяти сообщества платформы.

Для незнакомых с ситуацией поясним: речь идет о технических улучшениях, позволяющих легче восстановить доступ к утраченным токенам эфириума (сейчас курс данной криптовалюты составляет около 870$). Обновления упорядочили бы порядок подачи заявлений разработчикам платформы, что ускорило бы технические процедуры. Проблема отнюдь не маленькая, учитывая частоту потерь средств на блокчейне эфириума.

Самый заметный случай произошел в минувшем году, года компания Parity Technologies удалила программную библиотеку и сделала недосягаемой сумму в 513 774 ETH (421 миллион долларов по тогдашнему курсу). Всего на пару месяцев ранее компания потеряла 150 тысяч токенов эфириума (или 123 миллиона долларов) из-за ошибки в коде.

Но кроме Parity были и еще случаи. В прошлом году криптовалютная биржа Kraken и программный кошелек MyEtherWallet лишили пользователей сотен тысяч долларов из-за ошибки в генераторе адресов на блокчейне эфириума. Программы с ошибками, даже простые опечатки - все уносит клиентские деньги - один из адресов на платформе уже накопил 6.3 миллиона долларов просто потому, что он почти полностью копирует код автоматической блокировки счёта.

Одни пользователи считают приемлемой практику восстановления утерянных средств, говоря, что это - прямое следствие прозрачности учёта цифровой собственности, другие - яростно возражают, поскольку уверены, что возмещение потерь поставит под угрозу целостность всей платформы и вызовет проблемы с законом. Один из ведущих разработчиков, кстати, именно по этой причине некоторое время назад отказался от своей должности.

И всё же конфликт вовсе не новый - корнями он уходит в 2016 год, когда споры вызвало решение разработчиков возместить 3,6 млн. токенов, утраченных из-за уязвимости, проявившейся в ходе одного из хардфорков.

Создатель эфириума, Виталик Бутерин, написал тогда в Twitter:

«Тех, кто решил, будто бы хардфорк DAO запустит проект по наклонной, создав прецедент, я призываю почитать комментарии в этой ветке обсуждения».

А значит, EIP 867 демонстрирует, что два лагеря способны к примирению, а в каждом споре есть свои нюансы. В широком смысле можно утверждать, что каждая из сторон просто имеет свою точку зрения на эфириум.

Что такое EIP 867?

В терминологии блокчейн-разработчиков, EIP расшифровывается как «ethereum improvement protocol», то есть «протокол улучшения эфириума». Эта аббревиатура обозначает процесс, посредством которого изменения программного кода принимаются платформой. Чтобы добавить на платформу новые функции, проводятся обновления программного обеспечения (также называемые хардфорками). Чтобы добраться до этой ступени, предложениям по улучшению эфириума необходимо пройти четыре ступени.

Если редакторы находят запрос корректным с технической точки зрения и не противоречащим «философии эфириума», они могут внести в код правки в качестве «черновика», что продвигает нас к следующей стадии. Теперь новые правки должны быть внедрены в какое-либо программное обеспечение, например, Geth или Parity, и если все работает как задумано, то предложение по обновлению, наконец, «принимается».

После этого «принятия» платформа проводит обновление на основе EIP (учитывая, что это обновления решают поддержать узлы сети эфириума). Однако здесь EIP 867 немного отличается от остальных. Во-первых, само по себе оно не предлагает никаких программных изменений, просто документируя рамки процедуры внесения новых предложений. А значит, это обновление попадает в другую категорию, называемую «мета EIP». Такая классификация формализует и объединяет обновления, которые относятся к определенной категории - в данном случае - к предложениям по восстановлению утраченных средств. Из-за этого разработчики EIP 867 дали своей «мета EIP» уникальное имя: «Стандартизация предложений по восстановлению токенов эфириума».

Подобных предложений поступало несколько. В прошлом году, например, после потери 421 миллиона долларов Parity Technologies на суд платформы были вынесены несколько способов восстановления денег - и все они были жестко отвергнуты. Существует также EIP 156, где Бутерин описывает метод возврата средств, утерянных Kraken и MyEtherWallet, а также некоторыми другими платформами. Как указано в EIP 867, неудача предыдущих проектов частично объясняется «относительно узким характером решений и субъективностью, которая часто требуется для оценки их достоинств». Таким образом, новый проект обеспечивает «стандартизированный формат будущих EIP, касающихся темы восстановления средств и объективные рамки, позволяющие оценивать предложения по обновлению кода». Если данная инициатива получит поддержку сообщества, то на платформе появится новый класс EIP - «предложения по восстановлению токенов эфириума» (англ. ERP). Этот класс будет подвержен стандартным процедурам оценки программного кода, как и любые обновления платформы.

На сегодняшний день EIP 867 застрял на второй стадии процесса принятия - и существует в качестве «чернового» кода. Один из редакторов EIP, Йоичи Хираи, отверг предложение как «не соответствующее философии эфириума», а без этого формальную процедуру внедрения невозможно пройти.

Позднее Хираи оставил должность, ссылаясь на юридические проблемы, которые могут возникнуть, если проекту будет дан «зеленый свет». Противоречивая природа обновления заставила сообщество разработчиков задуматься о переосмыслении самого процесса принятия новых EIP, определив, к примеру, могут ли личные суждения разработчиков вмешиваться в процесс.

Подход первый: «Код – это закон»

Когда после взлома DAO эфириум решил возместить колоссальные убытки, часть сообщества отказалась от платформы, создав новый токен под названием Ethereum Classic.

Блокчейн Ethereum Classic, капитализация которого сейчас составляет чуть менее миллиарда долларов, работает, как если бы убытки DAO не возвращались пользователям, а были бесповоротно утрачены.

Убеждение в том, что «код - это закон» означает, что существует блокчейн, все операции и транзакции которого являются окончательными и неизменными и не могут быть перезаписаны либо исправлены, особенно, если речь идет о реальных деньгах. С этой точки зрения ошибки кода, взломы и недоработки становятся неприятным, но необходимым уроком для разработчиков. Поскольку EIP 867 мог участить подобные исправления, многие пользователи на GitHub стали выражать недовольство, угрожая переключиться на использование Ethereum classic.

«Если вам не нравится возможность восстановления утраченных средств, используйте Ethereum classic. Эту дискуссию мы завершили уже два года назад» - пишет в твиттере разработчик блокчейнов Коди Бернс.

Поскольку проект DAO во многом проходил под руководством людей, связанных с Ethereum Foundation, многие пользователи решили, что возврат средств платформы равносилен заявлению о халатности разработчиков, и этот мотив до сих пор сохраняется в дебатах по поводу EIP 867.

«Если хотите страхования средств, вкладывайтесь в фиатные валюты» - заявил в ходе обсуждения Мариус Кьярстад, один из ведущих противников обновления.

Утверждая, что подобные изменения вредят стимулу поддерживать децентрализованные системы, разработчик программного обеспечения Чарльз Купер написал:

«Если мы придем к тому, чтобы возвращать утраченные средства, то эфириум больше нельзя будет назвать блокчейном, это будет просто центральный банк, который при помощи майнеров подтверждает транзакции».

Кроме того, EIP 867 может предоставить разработчикам слишком большую власть над всей платформой эфириума, и это вызывает беспокойство. Ссылаясь на законодательство Японии, Йоичи Хираи утверждал, что проведение транзакций средств с нечеткими рамками принадлежности конкретным лицам, выходит за рамки полномочий разработчиков и может привести к коррупции и злоупотреблениям.

«Я хочу быть разработчиком программного обеспечения, а не юристом» - писал в теме обсуждения Алексей Ахунов.

Более умеренные противники EIP 867 утверждают, что случай с DAO был однократным, а обновления, восстанавливающие потерянные деньги, должны становиться «редкими и даже исключительными», по мере «взросления» платформы - эту позицию поддерживал и сам Бутерин. Поэтому Алекс Ван де Санде, разработчик Mist, предложил систему, где восстановление средств стало бы возможным без обновлений программного обеспечения, где выплаты начислялись бы из специального страхового фонда.

Подход второй: «Код – это процесс»

По другую сторону баррикад -одни из лучших разработчиков эфириума, утверждающие, что в случаях, когда владение средствами можно установить с предельной точностью, необходимо возмещать убытки.

«Я считаю, что следует сделать максимально простым и прозрачным процесс возмещения убытков в токенах эфириума, когда можно уверенно идентифицировать истинного владельца, и это не накладывает особой ноши на остальных пользователей» - заявил в Твиттере Ник Джонсон, ведущий разработчик платформы.

И такие случаи бывают относительно часто. В примерах, приведенных в EIP 156 от Бутерина, потерянные средства могут быть легко восстановлены, и, по мнению некоторых, вполне справедливо.

Джесси Пауэлл, генеральный директор криптовалютной биржи Kraken, два года назад написал в ответ на публикацию EIP 156:

«Выступая от имени Kraken, я бы охарактеризовал это скорее как компенсацию, нежели как незаконное изъятие денег одних клиентов в пользу других. В результате упомянутой ошибки в старой версии библиотеки javascript мы понесли убытки. В тот раз они были покрыты из собственного кармана биржи».

Это мнение довольно часто встречается. EIP 156 часто комментировали люди, лишившиеся денег, и каждый из которых призывал сообщество к справедливости по отношению к потерянным средствам.

«MyEtherWallet просто ограбил меня на 121 ETH» - бесился один из пользователей Reddit.

Некоторые люди считают, что платформа несет ответственность за своих пользователей. Кроме того, если обеспечить защиту потерянных средств, риски использования эфириума можно будет свести к минимуму, что приведет к росту популярности системы. Общественный консенсус играет в процессе изменений платформы важную роль, но тем не менее, некоторые комментаторы высказывали обеспокоенность в связи с тем, что противодействие EIP 867 не исходит от большинства.

В интервью CoinDesk Джеймс Леви, один из разработчиков Taptrust, сообщил и о сложностях: по его словам, в сообществе зародилось меньшинство, обладающее более широким доступом к медиа, а потому общественное мнение нельзя считать на 100% репрезентативным.

«Большинство молчаливых пользователей просто хочет, чтобы сеть функционировала, а стоимость эфириума росла. Они не занимают в этом споре активной позиции».

Наконец, поскольку EIP 867 сам по себе не является «Предложением по восстановлению токенов», а скорее стандартом для их формализации, то возможно, что он вообще не потребует внесения каких-либо спорных изменений.

Однако в случае принятия EIP 867, «Предложения по восстановлению токенов эфириума» станут проходить ту же тщательную процедуру проверки, что и стандартные EIP. В конце концов, если разработчики примут противоречивое предложение, пользователи могут просто отказаться обновлять свое программное обеспечение - а значит, их блокчейн не синхронизируется с длиннейшей на текущей момент версией.

Первое письмо от Юрия Лысикова:

З дравствуй, Андрей! Думаю, что на "ты" нам обоим будет общаться легче и естественней... Основное разногласие между нами - это "звери", особенно второй (Откр., гл. 13).

Лет 7-8 тому назад, еще до моей эмиграции в Канаду, я читал в российской прессе точно такую же "невыдуманную" историю об этом «Брюссельском суперкомпьютере». Не исключено, что это была твоя статья. В то время все это казалось мне довольно правдоподобным. Но сейчас это вызывает у меня только улыбку. Попытаюсь объяснить.

Практически у любого канадца есть несколько кредитных карточек (Виза, Мастер-кард.), медицинская карточка, карточка с номером социального страхования (аналог советской трудовой книжки), интерактивная карточка банковского счета, карточки медицинской и автомобильной страховок, карточка водительской лицензии (водительские права), карточка-удостоверение канадского гражданства, канадский паспорт, и т.д. и т.п.

Все эти карточки - пластиковые, и имеют магнитную полоску или бар-код. Каждый из этих документов является удостоверением личности (personal ID) как внутри Канады, так и в любой из развитых стран, и по каждому из этих документов можно получить полную и исчерпывающую информацию о человеке.

Пример: недавно моему другу понадобилось взять в банке кредит на покупку автомобиля. Уполномоченный (!!!) на то работник банка провел одной из его карточек по считывающему устройству компьютера, который затем мгновенно выдал на экран всю информацию о моем друге, включая финансовое состояние, долги и кредиты, образование и все места работы, судим-несудим и т.д. Короче, полностью все. И, честно говоря, было бы странным, если бы этого не делалось, и кредиты (в том числе и многомиллионные) раздавались бы банками направо и налево и после этого никогда бы обратно не возвращались. Жулья везде хватает.

Однако, вся эта информация - конфиденциальна и ни в коем случае не подлежит публичному разглашению или передаче на сторону в руки частных лиц. Ею могут пользоваться только специально на то уполномоченные представители государства или финансовых структур. Разглашение или мошенничество в этой связи - уголовное преступление. Кроме того, любой человек, предъявив соответствующие ID имеет законное право получить полную наличную информацию о самом себе. Причем, необходимо предъявить несколько ID во избежание подлога, т.к. подделывают все (!!!).

В принципе, для получения персональной информации не нужны ни карточки, ни вшитые под кожу чипы, ни какие-либо другие электронные метки. Достаточно знать только ФИО человека, остальное - "дело техники". Но ФИО можно изменить, или просто соврать - вот поэтому и используется все это разнообразие доступа к личной информации.

Единая для всех электронная метка, просто, все бы упростила, но ничего принципиально нового она бы не принесла, а тем более какой-то огромный, но лет через пять полностью устаревший, суперкомпьютер. Андрей, эта компьютерная система персональной идентификации, о которой я тебе рассказал, на Западе существует уже лет эдак 30. И все нормально - никаких особых кризисов или поклонений компьютеру не происходит. Все счастливы и пользуются этим каждый день. Андрей, о каком брюссельском суперкомпьютере ты говоришь! Уже давно есть Интернет - мировая сеть с сотнями миллионов компьютеров, как домашних персональных, так и огромных корпоративных и военных. Ты же сам ею пользуешься. Любой... любой достаточно грамотный хакер может получить информацию обо мне или о тебе, не зависимо от того, где находимся мы или сам хакер. Через Интернет можно проникнуть куда угодно и откуда угодно. Вот это - проблема! Компьютерный терроризм!

Компьютер, пусть даже самый большой - это всего лишь компьютер, средство, инструмент. И все зависит от того, в чьих руках он будет находиться.

Брюссель, столица европейского сообщества, европейской демократии и рыночной капиталистической экономики. Если и будет создан такой фашиствующий зверо-компьютер, то не здесь, а скорее всего в Москве. Ведь там это уже было: НКВД-КГБ - разве это не огромный ЖИВОЙ суперкомпьютер? Ведь именно Москва все извращает. Андрей, вглядись пристальней, ведь именно ТАМ все извращено: пародия на капитализм, "мафия у власти", духовная и физическая деградация общества. В Москве (!!!) происходило раньше и происходит сейчас реальное "промывание мозгов".

«Успокаивающие, внушающие, или какие-либо другие компьютеры с психотропным воздействием» (?!): Я объездил весь Торонто, но ничего подобного так и не нашел. Продавцы и менеджеры в магазинах бытовой и специализированной электронной техники от моих вопросов приходили в полное недоумение и только разводили руками. Ни о чем подобном они никогда не слышали. Может быть все это из разряда «совершенно секретно»?... Н-н-да.

Транснациональные корпорации: Само это словосочетание - того же поля ягода, что и "монополистический", "империалистический", "загнивающий", и т.п., капитализм (см. В.И. Ленин «Империализм, как последняя стадия капитализма»). Глобализация и интеграция мировой экономики - это нормальный, естественный процесс. ТНК - это миллионы рабочих мест, новейшие технологии, основные налоговые поступления в бюджеты государств, стабильность и процветание. Феноменальное экономическое развитие Юго-восточной Азии, Китая, Мексики и Южной Америки - вот конкретные примеры деятельности Североамериканских и Европейских ТНК. Но никто никого не заставляет. Те, кто не хотят, просто продолжают сидеть в дерьме и, при этом еще, угрожают всему миру (Иран, Ирак... Россия).

Новый мировой порядок!... Да чтоб везде было так как здесь - бесплатные медицина, среднее образование, бассейны, ледовые катки, теннисные корты; велфер и госжилье для неимущих и нетрудоспособных, продовольственные банки и стерильно чистые ночлежки для бездомных тунеядцев, пьяниц и наркоманов. Здесь есть все, но многое, в отличие от "некоторых" стран не рекламируется и не выпячивается на показ. Я до сих пор не знаю, где здесь продают оружие; порновидео салон или магазин можно узнать только по надписи "ХХХ", запрещена даже малейшая эротика по телевидению (ее дают только пару специальных каналов и только ночью со всеми предостережениями для родителей). Здесь есть все, но всего в меру и с пониманием. Законы здесь блюдут, и очень ревностно относятся к своей демократии (пример - Б. Клинтон с его враньем).

Почему это вдруг действительно демократические страны станут антидемократическими, тоталитарными. Любой компьютер - это всего лишь машина, выполняющая команды людей. И я не вижу никаких оснований и предпосылок, что в ближайшее время по воле демократических правительств стран Западной Европы и Северной Америки каким-либо мощным компьютерам будут действительно отдаваться команды об уничтожении неугодных, не подчиняющихся им людей. В принципе это возможно, но (!) возможно только тогда, когда полностью изменится общественно-политическое устройство и экономическая система этих стран (фашизм, коммунизм, или что-то среднее, как сейчас в России). Никак по-иному я себе этого представить не могу, особенно глядя на то, как полицейские заботливо укрывают одеялами пьяных бомжей в центре города, отказывающихся ночевать в приюте, или зная то, что законом здесь запрещено одевать намордники собакам, т.к. это рассматривается как издевательство над животными, и есть нарушение прав собак.

Вот мое мнение, Андрей. Подумай! А я тем временем схожу в магазин подкупить продуктов. Мне нечего бояться и скрывать, и, поэтому, расплачусь своими честно (!) заработанными деньгами с помощью пластиковой карточки электронным безналичным способом.

Образование ЕС, МВФ, гуманитарных организаций – это предтеча скорого появления Антихриста. Его инструментом является брюссельский компьютер «Зверь», который посредством штрих-кодов и чипов готовит мировой социализм, основу Антихриста. Эта история была придумана в 1975-81 годах американскими пасторами, и оттуда через русского эмигранта Ваулина и афонских старцев принесена в РПЦ.

Об этой истории рассказывает академик, сотрудник Института русской культуры Александр Панченко (статья «Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах», журнал «Антропологический форум», №27, 2015).

Вера в заговоры имеет первостепенное значение для милленаризма конца XX - начала XXI века. Это неудивительно - милленаристские идеи всегда предрасполагали своих адептов к вере в заговоры. Подобное мировоззрение может быть названо манихейским, в том смысле, что воспринимает все окружающее в терминах борьбы между светом и тьмой, добром и злом и утверждает, что этот дуализм сохранится до конца истории, когда зло будет побеждено окончательно и полностью. Интересно посмотреть, как распространялась конспирологическая теория о компьютере Зверь, о том, что в этой сфере нет эсхатологических различий между американскими баптистами и российскими православными.

В 1970-е массовая религиозная культура США переживает волну эсхатологических страхов и ожиданий, связанных с идеологией «ультра-консервативных» или «новых правых» христиан (New Christian Right). В целом оно указывает на «новых протестантов» - евангелических христиан, ориентированных на фундаменталистское, т.е. буквальное, прочтение Библии и придерживающихся крайне консервативных взглядов на политику и общество. К этому движению религиозных консерваторов принадлежит значительная часть баптистских и пятидесятнических церквей, а также многочисленные «внеденоминационные» группы. Помимо социального консерватизма и антилиберальных настроений, большинство новых правых христиан отличаются ярко выраженными эсхатологическими ожиданиями.

Апокалиптические страхи и ожидания 1970-х распространялись не только посредством теологических трактатов или проповеднических текстов. Широкой популярностью стали пользоваться книги христианских пророков, где рассказывалось об ожиданиях или визионерских опытах, связанных с приближением конца света; появился особый жанр массовой литературы - «эсхатологический роман», действие которого происходит в «последние времена», а также соответствующая кинематографическая продукция.

В культуре христиан-евангеликов проблемы апокалиптического будущего дискутируются гораздо более подробно и тщательно по сравнению с русским православием, уделяющим сравнительно мало внимания интерпретации Священного Писания. Попытки систематизировать все эсхатологические пророчества, содержащиеся в тексте Нового Завета, привели новых протестантов к формированию нескольких доктрин, по-разному изображающих историю человечества перед концом света и Страшным судом

Разногласия преимущественно касаются последовательности событий, связанных с «тысячелетним царством» праведников, «временем великой скорби», о котором Христос рассказывал ученикам на горе Елеонской, а также «восхищением» праведных на небо. Так, согласно довольно популярной в среде новых протестантов концепции, сначала Христос вернётся на землю, чтобы забрать истинную церковь на небо, затем начнётся «время скорби», а по его окончании - тысячелетнее царство, за которым последует Страшный суд.

Попытки увидеть признаки наступления этих событий в культуре новых правых христиан второй половины XX века не обходились без оглядки на текущие политические события. Особое внимание здесь уделялось созданию государства Израиль в 1948 году. Детали роли, отведенной евреям в «последние времена», также могут быть предметом дискуссии между разными направлениями христиан-фундаменталистов, но все они согласны в том, что «Израиль собирается для обращения и спасения».

Что касается Антихриста, его союзников, провозвестников, обстоятельств появления и образа действий, то здесь поле для фантазий и интерпретаций оказалось довольно широким. В качестве одного из «традиционных» для протестантизма вообще (и американского протестантизма в частности) врагов рассматривалась католическая церковь. Второй Ватиканский собор 1962-1965 лишь подогрел эти старинные страхи. Более того, опасения, связанные с европейским католицизмом, переносились в среде американских евангеликов на Западную Европу в целом, и поэтому объединительное движение, начавшееся с Римского договора 1957 года и закончившееся в 1992 году созданием Европейского союза, воспринималось многими в той же самой апокалиптической перспективе, в том числе и как своего рода приготовление к приходу Антихриста.

Эсхатологические ожидания христианских фундаменталистов в Америке вообще связывались с международными политическими организациями, претендующими на глобальные полномочия: с такими же опасениями и неприязнью многие из них относились к ООН и подобным организациям. Этот антиглобализм был одним из главных мотивов американских эсхатологических нарративов того времени. Американские апокалиптики 1970-х не ожидали от Европейского союза ничего хорошего и наблюдали за деятельностью этой - тогда ещё экономической - организации с большой тревогой.

В эти же годы в среде ультраконсервативных христиан остаётся популярной технофобия, связанная с телевидением как инструментом в руках демонических сил и главным орудием антихриста. Более того, опасения, связанные с телевидением, теперь дополняются особым страхом перед ещё одной технологической и информационной инновацией - компьютерами. Основой соответствующих фобий была идея о тотальном подчинении человечества и манипулировании людьми со стороны скрытых и таинственных сил, опосредованных всемогущими и повсюду проникающими техническими устройствами.

В 1970-80-е подобный образ «общества слежки», если воспользоваться термином канадского социолога Дэвида Лайона, прямо корреспондировал с темой романа-антиутопии Оруэлла «1984». Этот литературный текст, имевший сугубо светский характер, прочитывался многими христианскими консерваторами в духе их собственных апокалиптических пророчеств и воспринимался в качестве ещё одного из знаков наступления «последних времён».

Дело здесь не только в тоталитаризме, но и в глобальных процессах, сопутствующих модернизации, урбанизации и формированию общества потребления: именно эти факторы способствуют росту коллективных страхов, связанных с утратой идентичности, анонимностью, потерей контроля над собственным телом и выражающихся в мотивах и образах «антиутопического воображения».

Тревожные ожидания такого рода и обусловили появление сюжета о брюссельском «компьютере по имени Зверь». История о зловещем компьютере была придумана и обнародована в 1975 году кем-то из пасторов Юго-Восточной Радио-Церкви - внеденоминационной евангелической радиопрограммы, основанной в Оклахоме. Наиболее вероятными авторами рассматриваемого сюжета следует считать Дэвида Веббера (1931–2004) и Ноя Хатчингса (род. 1922), написавших в 1970-1980-е несколько книг о грядущей апокалиптической роли компьютерных технологий.

Так или иначе, в 1975 году Юго-Восточная Радио-Церковь сообщила, что в Брюсселе находится суперкомпьютер, известный как «Зверь», который вскоре «соединит банки по всему миру и постепенно приведёт к социалистическому выравниванию экономики, а также созданию новой денежной системы к 1980-м. В том же году автор книги «Возвратится ли Христос к 1988 году? 101 доказательство» Колин Дил сообщил своим читателям, что лидерам Общего Рынка во время «кризисной встречи» в Брюсселе показали «Зверь» - гигантский компьютер, занимающий три этажа в административном здании штаб-квартиры Общего Рынка». Предполагалось, что этот компьютер будет в состоянии присвоить каждому человеку на земле индивидуальный номер, который будет наноситься на кожу при помощи лазерного луча.

Татуировки, которые можно распознать лишь при помощи инфракрасных сканеров, заменят кредитные карточки и будут представлять собой три группы из шести цифр.

Очевидно, что здесь содержался прозрачный намёк, с одной стороны, на апокалиптическое число зверя, а с другой - на штриховое кодирование, которое в это время стало распространяться в США, а чуть позже и в Европе (первым товаром со штрих-кодом была упаковка жевательной резинки Juicy Fruit, проданная 26 июня 1974 года в штате Огайо). Всё вместе отсылало к одному из самых популярных текстов христианской эсхатологии - 13 главе Откровения Иоанна Богослова.

Вскоре история о компьютере по имени Зверь получила широкое распространение без ссылок на конкретных христианских авторов, и в устойчивой вирусной форме. Её стали переводить и на другие языки.

История о компьютере по имени Зверь, штрих-кодах и электронных карточках прорвалась и к русской аудитории. Во всех случаях непосредственным источником для соответствующих переводов служила книга евангелистской проповедницы и основательницы «Лиги молитвы» Мэри Стюарт Рэлф (1916–2011) «Когда ваши деньги теряют смысл, система 666 в действии», вышедшая в 1981 году в Алабаме. Утверждая, что число 666 постепенно проникает во все сферы повседневной жизни американцев (его удавалось отыскать даже на маркировке напольной плитки и ярлыках мужских сорочек), Рэлф уделяла особое внимание развитию международных платёжных систем и распространению пластиковых дебетовых карточек, которые, по её мнению, должны были стать главным инструментом экономического подчинения человечества.

В книге Рэлф история о брюссельском компьютере и докторе Элдемане повторялась несколько раз, более того, там говорилось, что на смену «малому зверю» в Брюсселе скоро придет другой суперкомпьютер, который находится в Люксембурге. Среди других признаков грядущего царства антихриста алабамская проповедница называла появление различных международных организаций: Мирового банка, Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного фонда и т.п.

Значительное место в книге отводилось и грядущей эсхатологической роли СССР, который по-прежнему ассоциировался с Гогом и Магогом. В качестве одного из доказательств, что именно Россия - конное войско из пророчества Иезекииля, которое придет «в последние годы <…>на горы Израилевы», в книге фигурировала почтовая марка «10 лет первой конной» (номинал 14 коп.), выпущенная в СССР в 1930 году. На ней были изображены всадники с красным знаменем и карта Северного Причерноморья с отмеченным на ней боевым путем кавалерийской армии. По мнению Рэлф, эта марка «пророчески напоминала» о грядущем вторжении русских в Израиль.

Всё это, однако, не смутило одного из первых русских переводчиков истории о компьютере по имени Зверь - профессора русистики в Университете Южной Алабамы Павла Ваулина (1918–2007). Ваулин был эмигрантом из СССР, попавшим в плен во время советско-финской войны, перебравшимся в Швецию, а затем в Америку и примкнувшим здесь к радикальному религиозно-националистическому крылу русской диаспоры. Сообщая о жизни Ваулина в русской колонии в Ричмонде, штат Мэн, автор биографического словаря русской эмиграции пишет: «Здесь собственными руками построил каменный дом, не без учёта возможной ядерной войны.

В том же 1981 оду. Ваулин перевел несколько вступительных фрагментов из книги Рэлф (среди них - историю о брюссельском компьютере) и опубликовал их под заголовком «Наступление зверя» в издаваемом им русскоязычном журнале «Нива».

К массовому распространению этой «компьютерной эсхатологии» в постсоветской России были причастны афонские монахи, в частности схимонах Паисий Эзнепидис (1924–1994), известный также как старец Паисий Святогорец. Книги Мэри Рэлф были переведены афонцами на греческий язык и пользовались здесь большой популярностью. В 1987 году Паисий написал брошюру «Знамения времен, 666».

В начале 1990-х наблюдается взрывообразное распространение русских текстов о докторе Элдемане и компьютере в Брюсселе. Впоследствии именно эта версия и её позднейшие варианты войдут в «конспирологический канон» радикального православного движения против штрих-кодов, ИНН и электронных карт. Более того, именно она (наряду с некоторыми другими текстами преимущественно западного происхождения), послужила фундаментом этого движения, оказавшего довольно заметное влияние на идеологические и теологические установки в РПЦ МП, которой неоднократно приходилось обсуждать «проблему» ИНН, СНИЛС, а также паспортов с электронными чипами на самом высоком уровне.

Так американская баптистская эсхатология завоевала сердца русских православных.

Ещё в Блоге Толкователя об общности американских и российских эсхатологий.

Кто из христиан не слышал о суперкомпьютере по имени «Зверь», который, как убеждают нас борцы с налоговыми номерами, и есть якобы тот самый «зверь», о котором пишет апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе? Но кто видел этого «зверя» ? Никто. Более того, даже самим борцам с ИНН неизвестно точное его местонахождение. Одни пишут, что этот «зверь» находится в Брюсселе, другие – в Страсбурге. Где же «зверь» находится в действительности?..

Спешу успокоить борцов с налоговыми номерами: «зверь», которым они пугают православных, скорее всего давно разукомплектован, поскольку построен этот компьютер очень давно - в 1974 году. В то время он находился в Брюсселе и был центральным компьютером стран Общего рынка. Для компьютерной же индустрии даже три года – очень большой срок. Со времени построения брюссельского «зверя» прошло уже почти тридцать лет, потому пугать ныне этой страшилкой православных христиан очень неразумно: в офисах современных российских предприятий и организаций стоят гораздо более мощные компьютеры.

Не находится «зверь» и в Страсбурге. Конечно, у государств Шенгенской зоны есть тоже центральный компьютер, но борцы с налоговыми номерами должны знать, что компьютер в Страсбурге не наименован «зверем», что было бы крайне примитивной шуткой. И, таким образом, компьютер, находящийся в Страсбурге, не именуется «зверем», а брюссельский, хотя и назывался таким именем, в настоящее время пригоден разве что для музея, а не для тотального контроля человечества. Впрочем, для борцов с налоговыми номерами это, очевидно, не очень важно: разукомплектован брюссельский компьютер или нет - за тридцать лет этот брюссельский «зверь», кроме реальной, обрел себе жизнь виртуальную – в умах борцов с ИНН он навсегда останется современнейшим суперкомпьютером, всегда пригодным для приведения в страх и трепет православных христиан.

Так же, как навсегда останется пригодной для той же цели листовка с выступлением некоего Кола Сандерсена. Сама листовка составлена по всем шаблонам «святого письма», сакраментальные слова которого обычно таковы: «Я стоял на берегу моря и увидел Господа Бога, Который сказал…...» Кол Сандерсен, правда, услышал голос «Бога» не на берегу моря, а в одной из секретных лабораторий, где участвовал якобы в создании маленькой микросхематичной пластинки, которая бы помещалась в эпидемиологическую иглу. Он же якобы участвовал в экспериментах по определению тех мест на теле человека, где пластинка имела бы возможность подзаряжаться. «Были установлены , - говорится в листовке, - два места: лоб и правая рука человека». «В то время , - продолжают сочинители этого «святого письма», - я получил от Бога предупреждение и начал исследовать Священное Писание. Почему? В Откровении апостола Иоанна Богослова написано: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их (Откр.13, 16). Господь через слово показал мне, чем я занимаюсь».… «Бог мне сказал: “Посмотри на число шестьсот шестьдесят шесть”. И я сказал: “Господи, я же не знал об этом”» (Электронное жало антихриста. М., 1999. С. 61, 62).

Далее Кол нагоняет на читателей его «письма» большего страху. Якобы он спросил у одного врача из Бостона: что случится, если имплантированная человеку пластинка выйдет из строя? И услышал, что у людей появятся гнойные раны. И этот ответ врача Кол опять иллюстрирует текстом Апокалипсиса: пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу зверя (Откр.16, 2).

Почему для микропластинок самыми подходящими местами в человеке оказались лоб и правая рука, а не, скажем, нос и левая нога? Очевидно, по той же причине, по которой построенный в 1974 году компьютер был назван «Зверем», а не другим именем. Цель у составителей листовки про «инженера Кола» такая же, как и у создателей брюссельского компьютера: посеять страх среди христиан, внушить ложную мысль о якобы сбывающихся на наших глазах пророчествах Апокалипсиса. Но православным христианам не должно терять рассудительности . Чтение листовки про «инженера Кола» должно вызывать у нас не спешное желание бежать в леса от грядущего якобы антихриста, а естественные вопросы: кто такой Кол Сандерсен (его происхождение)? Где он в настоящее время находится? Какое наказание от американских властей последовало ему за разглашение секретных (как говорится в листовке) сведений? И если секретные эти исследования благодаря стараниям Кола рассекречены, то в каком научном журнале они опубликованы? Кто из русских или зарубежных ученых повторил опыты «Кола сотоварищи» и подтвердил, что в теле человека имеются два места, где имплантированная микропластинка могла бы сама подзаряжаться, - лоб и правая рука? А также что выведенная из строя пластинка вызовет появление на теле человека гнойных язв?

На эти вопросы мы вряд ли когда-либо получим ответы. По крайней мере, у активистов «Движения за право жить без ИНН» желания разыскать «инженера Кола» не наблюдается. По всей видимости, они понимают, что искать «инженера Кола» совершенно бессмысленно. С одинаковым успехом можно разыскивать того назойливого типа из «святого письма», который якобы «стоял на берегу моря…» .


Иерей Виктор , Санкт-Петербург

И отсутствием результатов.

Почему народ дал им точное наименование — либераловеры. Даже те из них, кто не без успеха занимается наукой не то что не могут, а именно что не хотят , ни ставить свои (либеральные) принципы выше текущей ориентировки стаи («кого валим» и «кого возносим» по отмашке с Радио Свобода).

Это именно верующие, агрессивно оберегающие свою мифологию (поскольку «спинным мозгом» чувствуют, что она не соответствует не то что реальности, но и заявляемым ими очень неплохим ценностям - например, демократии, или политической свободе). Скажем, Елена Галкина сперва умно и въедливо препарировала российские реформы образования; а затем, присоединившись к майданаци, стала безусловно поддерживать точно такую же реформу на Украине как нечто неоспоримое, превосходное и пр. (не видя в том никакого противоречия ).

Куда интересней прослеживать западное (в т.ч. американское) происхождение элементов, составляющих идеологию российских охранителей-черносотенцев, деликатно называемых «консерваторами» (или их ). «Патриотический» флёр риторики несколько прикрывает эти истоки, но сколько-нибудь пристальный взгляд их легко обнаруживает.

Такого добра особенно много среди мифов, бытующих в этой среде; вообще, мифологический компонент тем важней для идеологии, чем более это ложное и вненаучное мировоззрение. Так, либераловерам исключительно важно поддерживать серию мифов об СССР , большинство из которых разделяется и черносотенцами. Один из мифов американского происхождения у этих последних – о «компьютере по имени Зверь».

«В 1970-е гг. массовая религиозная культура США переживает очередную волну эсхатологических страхов и ожиданий, связанных главным образом с идеологией так называемых «ультраконсервативных» или «новых правых» христиан (New Christian Right). Последнее понятие может использоваться по-разному (иногда его используют лишь применительно к тем, кто активно участвует в политической деятельности), но в целом оно указывает на «новых протестантов» - евангелических христиан, ориентированных на фундаменталистское, т.е. Буквальное, прочтение Библии и придерживающихся крайне консервативных взглядов на политику и общество. К этому движению религиозных консерваторов принадлежит значительная часть баптистских и пятидесятнических церквей, а также многочисленные «внеденоминационные» группы.

Помимо социального консерватизма и антилиберальных настроений, большинство новых правых христиан отличаются ярко выраженными эсхатологическими ожиданиями. Возвращаясь к упомянутой волне 1970-х гг., отмечу, что апокалиптические страхи и ожидания этого времени распространялись не только посредством теологических трактатов или проповеднических текстов. Широкой популярностью стали пользоваться книги христианских пророков, где рассказывалось об ожиданиях или визионерских опытах, связанных с приближением конца света; появился особый жанр массовой литературы - «эсхатологический роман», действие которого происходит в «последние времена», а также соответствующая кинематографическая продукция ).

Нужно оговорить, что в культуре христиан-евангеликов проблемы апокалиптического будущего дискутируются гораздо более подробно и тщательно по сравнению, скажем, с русским православием, уделяющим сравнительно мало внимания интерпретации Священного Писания.

Попытки систематизировать все эсхатологические пророчества, содержащиеся в тексте Нового Завета, привели новых протестантов к формированию нескольких доктрин, по-разному изображающих историю человечества перед концом света и Страшным судом . Не вдаваясь сейчас в детали этих дискуссий, отмечу, что разногласия преимущественно касаются последовательности событий, связанных с «тысячелетним царством» праведников (Откр. 20), «временем великой скорби» (Great Tribulation), о котором Христос рассказывал ученикам на горе Елеонской (Мф. 24:3–44; Мк. 13:3–33; Лк. 21:5–36), а также «восхищением» (Rapture ) праведных на небо (1 Фес. 4, 14–18).

Так, согласно довольно популярной в среде новых протестантов концепции (она известна как Pre-tribulational (dispensational) Premillenialism ), сначала Христос вернется на землю, чтобы забрать истинную церковь на небо, затем начнется «время скорби», а по его окончании - тысячелетнее царство, за которым последует Страшный суд. Согласно другой точке зрения (Post-tribulational Premillenialism ), череда эсхатологических событий начнется с «великой скорби» и лишь те, кто сохранит истинную веру и праведность в эти трудные времена, смогут участвовать в тысячелетнем царстве.

Как бы то ни было, попытки увидеть признаки наступления всех этих событий в культуре новых правых христиан второй половины XX в. не обходились, разумеется, без оглядки на текущие политические события. Особое внимание, что также вполне логично, здесь уделялось созданию государства Израиль в 1948 г. Детали роли, отведенной евреям в «последние времена», также могут быть предметом дискуссии между разными направлениями христиан-фундаменталистов, но все они согласны в том, что «Израиль собирается для обращения и спасения» (если воспользоваться формулировкой российских «нерегистрируемых пятидесятников»).

Что касается Антихриста, его союзников, провозвестников, обстоятельств появления и образа действий, то здесь поле для фантазий и интерпретаций оказалось довольно широким. Не останавливаясь опять-таки на возможных и многочисленных вариациях на эту тему, отмечу, что в качестве одного из «традиционных» для протестантизма вообще (и американского протестантизма в частности) врагов рассматривалась католическая церковь. Второй Ватиканский собор 1962–1965 гг. в известном смысле лишь подогрел эти старинные страхи. Более того, нередко опасения, связанные с европейским католицизмом, переносились в среде американских евангеликов на Западную Европу в целом, и, вероятно, отчасти поэтому объединительное движение, начавшееся с Римского договора 1957 г. и закончившееся в 1992 г. созданием Европейского союза, воспринималось многими в той же самой апокалиптической перспективе, в том числе и как своего рода приготовление к приходу Антихриста.

Союз европейских стран могли считать возрождающейся Римской империей и даже десятирогим зверем из 13 главы Апокалипсиса (а также сна пророка Даниила (7:23)): об этом, например, зашла речь, когда в 1979 г. Греция стала десятым участником ЕС . Впрочем, эсхатологические ожидания христианских фундаменталистов в Америке вообще связывались с международными политическими организациями, претендующими на глобальные полномочия: с такими же опасениями и неприязнью многие из них относились к ООН и подобным организациям. Этот своеобразный антиглобализм был одним из главных мотивов американских эсхатологических нарративов того времени.

Так или иначе, американские апокалиптики 1970-х гг. не ожидали от Европейского союза ничего хорошего и наблюдали за деятельностью этой - тогда еще экономической - организации с большой тревогой. Вместе с тем в эти же годы в среде ультраконсервативных христиан остается достаточно популярной специфическая технофобия, связанная с телевидением как инструментом в руках демонических сил и главным орудием антихриста . Более того, опасения, связанные с телевидением, теперь дополняются особым страхом перед еще одной технологической и информационной инновацией - компьютерами.

Лейтмотивом соответствующих фобий была идея о тотальном подчинении человечества и манипулировании людьми со стороны скрытых и таинственных сил, опосредованных всемогущими и повсюду проникающими техническими устройствами . В рассматриваемую эпоху подобный образ «общества слежки» (surveillance society), если воспользоваться термином канадского социолога Дэвида Лайона , прямо корреспондировал с топикой романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» [характерно, что ключевые интенции романа заимствуют именно правые, воспринимающие любой социальный прогресс как «покушение на свободу» и «насилие над личностью». Впрочем, в отношении их понимания «свободы» и «личности», они, безусловно, правы; насилие над таким – плюс, а не минус.].

Этот литературный текст, имевший сугубо светский характер, прочитывался многими христианскими консерваторами в духе их собственных апокалиптических пророчеств и воспринимался если не как буквальное описание ближайшего будущего человечества, то по крайней мере в качестве еще одного из знаков наступления «последних времен» в начале 1980-х. Здесь, впрочем, можно говорить и о более общих социальных контекстах, сближающих литературные антиутопии и специфические формы «эсхатологической конспирологии» XX в. [и, конечно, важен тот факт, что именно современное общество «западных демократий» ближе всего к «ужасам тоталитаризма», как их рисовала пропаганда в период противостояния с коммунистическим блоком].

…Тревожные ожидания такого рода, по-видимому, и обусловили появление сюжета о «компьютере по имени Зверь», которому посвящена эта статья. Я не берусь сейчас совершенно точно определять его источники и первоначальную историю, но дело опять-таки происходило в середине 1970-х гг. в среде американских ультраконсервативных христиан юга США . Судя по всему, история о зловещем компьютере была придумана и обнародована в 1975 г. кем-то из пасторов Юго-Восточной РадиоЦеркви - внеденоминационной евангелической радиопрограммы, основанной в 1933 г. в Оклахоме и существующей по сей день. Наиболее вероятными авторами рассматриваемого сюжета следует считать Дэвида Веббера (1931–2004) и Ноя Хатчингса (род. 1922), написавших в 1970-е и 1980-е гг. несколько книг о грядущей апокалиптической роли компьютерных технологий . Так или иначе, в 1975 г. Юго-Восточная Радио-Церковь сообщила, что в Брюсселе находится суперкомпьютер, известный как «Зверь», который вскоре «соединит банки по всему миру и постепенно приведет к социалистическому выравниванию экономики, а также созданию новой денежной системы к 1980-м. В том же году [автор книги “Возвратится ли Христос к 1988 году? 101 доказательство”. - А.Панченко .] Колин Дил сообщил своим читателям, что лидерам Общего Рынка во время “кризисной встречи” в Брюсселе показали “Зверь” - гигантский компьютер, занимающий три этажа в административном здании штаб-квартиры Общего Рынка» .

Предполагалось, что этот компьютер будет в состоянии присвоить каждому человеку на земле индивидуальный номер, который будет наноситься на кожу при помощи лазерного луча. Татуировки, которые можно распознать лишь при помощи инфракрасных сканеров, заменят кредитные карточки и будут представлять собой три группы из шести цифр. Очевидно, что здесь содержался прозрачный намек, с одной стороны, на апокалиптическое число зверя, а с другой - на штриховое кодирование, которое в это время стало распространяться в США, а чуть позже и в Европе (первым товаром со штрих-кодом была упаковка жевательной резинки “Juicy Fruit”, проданная 26 июня 1974 г. в штате Огайо). Все вместе опять-таки недвусмысленно отсылало к одному из самых популярных текстов христианской эсхатологии - 13 главе Откровения Иоанна Богослова:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13:16–18)».

Вскоре история о компьютере по имени Зверь получила широкое распространение без ссылок на конкретных христианских авторов и, так сказать, в устойчивой вирусной форме . Довольно скоро ее стали переводить на другие языки . Важную роль в популяризации рассматриваемого сюжета сыграл бестселлер Мэри Рэлф «Когда ваши деньги теряют смысл», о котором речь пойдет далее. Сначала, однако, необходимо сказать несколько слов об историческом контексте этой популяризации.

Помимо тех общих тенденций в американской апокалиптике 1970-х гг., о которых я писал выше, появление нарратива о компьютере по имени Зверь и докторе Элдемане было, по всей видимости, обусловлено и конкретными политико-экономическими обстоятельствами. «Кризисная встреча в начале 1974 г.» фигурирует здесь совсем не случайно. Дело в том, что в 1973 г. в мире разразился первый (и до сих пор считающийся крупнейшим) глобальный нефтяной кризис. Через 11 дней после начала «войны Судного дня», когда египетские и сирийские войска атаковали Израиль на Синайском полуострове и Голанских высотах, страны ОПЕК объявили о прекращении либо существенном ограничении поставок нефти США и их союзникам, поддерживавшим еврейское государство. Вскоре мировые цены на нефть возросли в 4 раза - с 3 до 12 долларов за баррель.

В результате 6 ноября 1973 г. министры иностранных дел ЕЭС, собравшись в Брюсселе, подписали заявление, в котором призывали Израиль выполнить 242 резолюцию Совета безопасности ООН, т.е. освободить территорию Синайского полуострова и Голанские высоты. …. При этом война 1973 г. привела к очередному обострению отношений между СССР и США: когда израильские войска стали одерживать победы и, перейдя в контрнаступление на территории противника, форсировали Суэцкий канал, Брежнев пригрозил прямым вступлением в войну, а США объявили о повышенной боеготовности своих ядерных сил.

Надо сказать, что для американских евангеликов события, связанные с октябрьской войной 1973 г., прямо соответствовали актуальным эсхатологическим пророчествам и ожиданиям. Согласно одному из самых известных апокалиптических пророчеств, принадлежащему проповеднику Хэлу Линдси (1970), главными врагами подлинного христианства в «последние времена» будут «Россия (соответствующая Гогу из книги Иезекииля), которая создает огромную армию <…> и пойдет войной на Израиль; арабы, которые соединятся с африканцами, чтобы во главе с Египтом напасть на Израиль; Китай и <…> “восточная орда” из 200 миллионов солдат, а также Европейский союз, который воссоздаст Римскую империю и подчинит весь мир власти своего лидера - Антихриста» .

Однако Израиль в очередной раз победил, нефтяной кризис не разрушил мировую экономику, третья мировая война не началась, а история про брюссельский компьютер зажила собственной жизнью, приобретая новые смыслы и контексты. В этой перспективе показательна ее российская биография.

История о компьютере по имени Зверь, штрих-кодах и электронных карточках несколько раз пыталась, так сказать, прорваться к своей русской аудитории. Насколько я могу судить, во всех случаях непосредственным источником для соответствующих переводов служила книга евангелистской проповедницы и основательницы «Лиги молитвы» Мэри Стюарт Рэлф (1916–2011) «Когда ваши деньги теряют смысл, система 666 в действии», вышедшая в 1981 г. в Алабаме. Утверждая, что число 666 постепенно проникает во все сферы повседневной жизни американцев (его удавалось отыскать даже на маркировке напольной плитки и ярлыках мужских сорочек), Рэлф уделяла особое внимание развитию международных платежных систем и распространению пластиковых дебетовых карточек, которые, по ее мнению, должны были стать главным инструментом экономического подчинения человечества. В книге Рэлф история о брюссельском компьютере и докторе Элдемане повторялась несколько раз , более того, здесь говорилось, что на смену «малому зверю» в Брюсселе скоро придет другой суперкомпьютер, который находится в Люксембурге .

Среди других признаков грядущего царства антихриста алабамская проповедница называла появление различных международных организаций: Мирового банка, Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного фонда и т.п. Значительное место в книге отводилось и грядущей эсхатологической роли Советского Союза, который по-прежнему ассоциировался с Гогом и Магогом.

В качестве одного из доказательств, что именно Россия - конное войско из пророчества Иезекииля, которое придет «в последние годы <…> на горы Израилевы» (Иез. 38:8), в книге фигурировала почтовая марка «10 лет Первой Конной» (номинал 14 коп.), выпущенная в СССР в начале 1930 г. На ней были изображены всадники с красным знаменем и карта Северного Причерноморья с отмеченным на ней боевым путем кавалерийской армии. По мнению Рэлф, эта марка «пророчески напоминала» о грядущем вторжении русских в Израиль [а также о знании религиозными активистами географии] .

Все это, однако, не смутило одного из первых русских переводчиков истории о компьютере по имени Зверь - профессора русистики в Университете Южной Алабамы Павла Ваулина (1918–2007). Ваулин был эмигрантом из СССР, попавшим в плен во время советско-финской войны, перебравшимся в Швецию, а затем в Америку и примкнувшим здесь к радикальному религиозно-националистическому крылу русской диаспоры. Сообщая о жизни Ваулина в русской колонии в Ричмонде, штат Мэн, автор биографического словаря русской эмиграции пишет: «Здесь собственными руками построил каменный дом, не без учета возможной ядерной войны» [Александров 2005: 92]. В том же 1981 г. Ваулин перевел несколько вступительных фрагментов из книги Рэлф (среди них - историю о брюссельском компьютере) и опубликовал их под заголовком «Наступление зверя» в издаваемом им русскоязычном журнале «Нива» [Ваулин 1981]. Еще один - независимый - перевод того же вступления был, по-видимому, сделан американскими старообрядцами часовенного согласия и попал в СССР в конце 1980-х гг. [Агеева 1997: 11, 16; Соболева 1997; Покровский, Зольникова 2002]1.

Впрочем, к массовому распространению этой «компьютерной эсхатологии» в постсоветской России были, по-видимому, причастны афонские монахи, в частности схимонах Паисий Эзнепидис (1924–1994), известный также как старец Паисий Святогорец. Книги Мэри Рэлф были переведены афонцами на греческий язык [Мелетий 2001: 5–9] и, судя по всему, пользовались здесь большой популярностью. В 1987 г. Паисий написал брошюру «Знамения времен, 666», где, в частности, говорилось:

«За мирским духом современной «свободы», отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, смятение и анархия, ведущая людей в тупик, к душевной и телесной катастрофе. Также и за совершенной системой «удобных карточек», компьютерной безопасности, скрывается всемирная диктатура, порабощение антихристу. <…> Прельстятся те, которые в толкованиях пойдут «от ума». И это тогда, когда знамения столь очевидны: компьютерный «зверь» в Брюсселе с числом 666 уже почти проглотил все страны. Карточка, удостоверение личности, «введение печати» что означают?

К сожалению, по радио мы следим только за тем, какая будет погода. <…> После же карточки и удостоверения личности, «компьютерного досье», чтобы лукаво подвести дело к печати, будут постоянно говорить по телевидению, что кто-то взял чью-то карточку и забрал из банка его деньги. С другой стороны, будут рекламировать «совершенную систему»: печать на руку или на лоб лазерными лучами, незаметную внешне, с 666, именем антихриста ».

Так или иначе в начале 1990-х гг. мы наблюдаем взрывообразное распространение русских текстов о докторе Элдемане и компьютере в Брюсселе (см.: [Ахметова 2010: 146–148]).

Впоследствии именно эта версия и ее позднейшие варианты войдут в «конспирологический канон» радикального православного движения против штрих-кодов, ИНН и электронных карт (см.: [Сержантов 2007; Beglov 2014: 123–126; Русселе 2015]). Более того, именно она, как мне кажется (наряду, впрочем, с некоторыми другими текстами преимущественно западного происхождения), послужила если не «триггером», то своего рода нарративным фундаментом этого движения, оказавшего довольно заметное влияние на идеологические и теологические дискуссии в рамках различных религиозных организаций - в том числе и РПЦ МП, которой неоднократно приходилось обсуждать «проблему» ИНН, СНИЛС, а также паспортов с электронными чипами на самом высоком уровне.

Какие общие выводы можно сделать из всей этой истории? Понятно, что в широкой типологической перспективе она не отличается особой новизной. Тема счета, манипулирования людьми и тотального контроля над человечеством со стороны зловещих и враждебных сил перед концом света имеет длительную историю в христианской эсхатологии. Не последнюю роль здесь играет и упомянутая 13 глава Апокалипсиса, оказавшая серьезное влияние на образ «печати Антихриста» как телесной метки. Если американские евангелики, а вслед за ними и современные православные рассуждают о лазерной татуировке, наносимой брюссельским компьютером, то русские крестьяне XIX в. отказывались от оспопрививания, считая его «антиевой печатью» [Иваницкий 1890: 120].

Вместе с тем мне представляются важными некоторые другие аспекты рассматриваемой темы. Во-первых, необходимо иметь в виду, что перед нами пример (думаю, что далеко не единственный) миграции сюжета, распространяющегося тем же образом, что и городская легенда. История о компьютере по имени Зверь мало отличается от тех форм, которые мы называем современными легендами, а ее де- и реконтекстуализация позволяет рассматривать ее в контексте «теории мемов» и концепции «вирусного распространения» сюжетов (см.: ). Более важно, однако, другое: для самых разных конфессиональных групп, существующих в различных частях света, этот конкретный текст работает как составная часть более общего эсхатолого-конспирологического метанарратива, чьи контуры и структура, возможно, не так уж размыты, как это может показаться на первый взгляд. «В одном пакете» с «эсхатологией контроля и манипуляции», например, распространяется религиозная гомофобия, чье довольно неожиданное и столь же взрывообразное появление в современной России также, по-видимому, надо объяснять американскими источниками.

Не останавливаясь на этой проблеме подробно, приведу лишь один пример. Речь идет о еще одном американском эсхатологическом тексте - книге «Видение» (“The Vision”, 1973), написанной пятидесятническим пастором Дэвидом Вилкерсоном (1931–2011), основателем нью-йоркской “Times Square Church”1.

С одной стороны, этот текст содержит вполне узнаваемое описание штрихового кодирования, которое потом попадет в историю о брюссельском компьютере:

«Я знаю, что восстановленная Римская Империя станет со временем могущественной базой для супермирового лидера, который появится, чтобы восстановить экономический порядок, и, несомненно, именно он создаст всемирную систему так называемых «живых кредитных карточек». На лоб и руку будут наноситься невидимые числа, которые смогут быть обнаружены только фотоскопическими приборами. Возможно, эти цифры будут распределены на три группы по 6 цифр в каждой: эти группы цифр будут располагаться друг от друга на расстоянии в ширину пальца. Этот «знак» будет поставлен каждому человеку, и ни один человек не сможет покупать или продавать без этой невидимой цифровой татуировки [Вилкерсон 1993]».

С другой стороны, значимой темой для эсхатологии Вилкерсона была грядущая социальная и моральная деградация западного мира (и в том числе самих Соединенных Штатов). Специальное внимание он уделял распространению сексуальной свободы, порнографии и гомосексуализма: В Библии сказано: «Как было во дни Лота, так будет и во дни Сына Человеческого» . В моем видении я видел вещи, которые заставляют меня бояться за будущее наших детей. Я говорю о диких блуждающих бандах гомосексуалистов, открыто нападающих на невинных людей в парках, на улицах и в угрюмых местах. Зверства этих содомских банд должны непременно придти. И хотя о них, возможно, не будут сообщать открыто, работники закона будут знать вполне о том, что происходит. <…> Существует только два препятствия, которые не дают гомосексуалистам открыто предаваться своему греху, - это непринятие их обществом и отвержение их церковью, согласно ее учению.

Точная цитата в синодальном переводе: «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17, 28–32).

Когда общество больше не будет критиковать их грех как противоестественный, но полностью примет и будет потворствовать им в их извращенности, и когда церковь больше не будет обличать гомосексуализм как грех, но начнет благословлять их сексуальную жизнь, тогда не останется никаких сдерживающих сил. Шлюзы откроются, и ободренные гомосексуалисты утвердятся в своем грехе. В моем видении я видел, что эти две преграды на их пути сметены. Если убрать то, что удерживает - последует хаос [Вилкерсон 1993]».

Очень похожие вещи мы найдем и в современной российской эсхатологии (как православной, так и протестантской). Здесь также «боязнь штрихкода» будет устойчиво сочетаться с моральными тревогами и гипертрофированной гомофобией».

Александр Панченко . Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах // Антропологический форум. №27.

Примечания

Подробнее о пророчествах Вилкерсона и их идеологическом контексте см.: .

Загрузка...